Урок 31 ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА С А. П. ЧЕХОВЫМ. РАССКАЗЫ «ПЕРЕСОЛИЛ», «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» И ДР. (по выбору учащихся)

0
637
физика

Урок 31 Продолжение знакомства с А. П. Чеховым. Рассказы «Пересолил», «Толстый и тонкий» и др. (по выбору учащихся)

Цели: продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тест по рассказам А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий».

1. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится к произведениям:

а) сатирическим;

б) юмористическим;

в) трагическим.

2. Необычное в названии рассказа:

а) фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям;

б) у лошадей не бывает фамилий;

в) фамилии, оказывается, бывают и у лошадей.

3. Бывший акцизный лечил зубы:

а) травами;

б) заговором;

в) вырывал их.

4. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:

а) Жеребкин;

б) Лошаков;

в) Овсов.

5. Смех в рассказе:

а) добродушный;

б) уничтожающий;

в) снисходительный.

6. Тема рассказа «Толстый и тонкий»:

а) встреча одноклассников;

б) неравноправие людей;

в) приспособленчество.

7. Встречу с одноклассником восторженно воспринимает:

а) толстый;

б) тонкий;

в) тонкий и его семья.

8. Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:

а) трубок;

б) пепельниц;

в) портсигаров.

9. Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:

а) бесчинство;

б) чинопочитание;

в) чинуша.

10. Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он еще в детстве:

а) устраивал истерики;

б) обманывал одноклассников и педагогов;

в) ябедничал.

2. Рассматривание иллюстраций Кукрыниксов к юмористическим рассказам Чехова.

– Как вы считаете, передают ли эти рисунки своеобразие чеховских рассказов?

3. Инсценирование рассказов Чехова учащимися, рецензирование игры «актеров».

Учитель. Создавая смешной рассказ, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Постарайтесь и вы, ребята, проявить фантазию и изобретательность, инсценируя понравившиеся эпизоды из чеховских рассказов.

А зрители наши будут еще и рецензировать игру «актеров».

Докажите, что «смех – дело серьезное».

Инсценирование эпизодов, рецензирование игры.

4. Анализ рассказа «Пересолил» по вопросам:

– Какие моменты, по-вашему, делают этот рассказ смешным?

– Что общего, на ваш взгляд, в рассказах «Лошадиная фамилия» и «Пересолил»?

– Докажите, что «Пересолил» – это рассказ, а не повесть.

Чтение и запись в тетради определений понятий рассказ и эпизод.

– Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому рассказу?

Выставка иллюстраций учащихся (индивидуальное задание.)

– Разгадайте кроссворд к рассказу.

1) Профессия героя.

2) Какую работу должен был он выполнить?

3) Что более всего напугало возницу?

4) Название деревни.

5) Крик напуганного возницы.

Слова для справок: землемер, межевание, Девкино, караул, револьвер.

Домашнее задание: придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».