Урок 31 Продолжение знакомства с А. П. Чеховым. Рассказы «Пересолил», «Толстый и тонкий» и др. (по выбору учащихся)
Цели: продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Тест по рассказам А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий».
1. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится к произведениям:
а) сатирическим;
б) юмористическим;
в) трагическим.
2. Необычное в названии рассказа:
а) фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям;
б) у лошадей не бывает фамилий;
в) фамилии, оказывается, бывают и у лошадей.
3. Бывший акцизный лечил зубы:
а) травами;
б) заговором;
в) вырывал их.
4. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:
а) Жеребкин;
б) Лошаков;
в) Овсов.
5. Смех в рассказе:
а) добродушный;
б) уничтожающий;
в) снисходительный.
6. Тема рассказа «Толстый и тонкий»:
а) встреча одноклассников;
б) неравноправие людей;
в) приспособленчество.
7. Встречу с одноклассником восторженно воспринимает:
а) толстый;
б) тонкий;
в) тонкий и его семья.
8. Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:
а) трубок;
б) пепельниц;
в) портсигаров.
9. Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:
а) бесчинство;
б) чинопочитание;
в) чинуша.
10. Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он еще в детстве:
а) устраивал истерики;
б) обманывал одноклассников и педагогов;
в) ябедничал.
2. Рассматривание иллюстраций Кукрыниксов к юмористическим рассказам Чехова.
– Как вы считаете, передают ли эти рисунки своеобразие чеховских рассказов?
3. Инсценирование рассказов Чехова учащимися, рецензирование игры «актеров».
Учитель. Создавая смешной рассказ, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Постарайтесь и вы, ребята, проявить фантазию и изобретательность, инсценируя понравившиеся эпизоды из чеховских рассказов.
А зрители наши будут еще и рецензировать игру «актеров».
Докажите, что «смех – дело серьезное».
Инсценирование эпизодов, рецензирование игры.
4. Анализ рассказа «Пересолил» по вопросам:
– Какие моменты, по-вашему, делают этот рассказ смешным?
– Что общего, на ваш взгляд, в рассказах «Лошадиная фамилия» и «Пересолил»?
– Докажите, что «Пересолил» – это рассказ, а не повесть.
Чтение и запись в тетради определений понятий рассказ и эпизод.
– Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому рассказу?
Выставка иллюстраций учащихся (индивидуальное задание.)
– Разгадайте кроссворд к рассказу.
1) Профессия героя.
2) Какую работу должен был он выполнить?
3) Что более всего напугало возницу?
4) Название деревни.
5) Крик напуганного возницы.
Слова для справок: землемер, межевание, Девкино, караул, револьвер.
Домашнее задание: придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».