Цели: формировать умение рисовать объекты природы и их украшения; развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм.
Оборудование: гуашь, кисти; иллюстрации с изображением насекомых; загадки; таблички с названием насекомых.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема сегодняшнего занятия «Разноцветные жуки». Вы нарисуете жука гуашью и украсите его.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Весной пробуждается природа, и множество различных жучков, паучков, стрекоз, кузнечиков жужжат в воздухе, их можно заметить в траве, на цветах.
– Каких жуков вы видели весной? Опишите их.
– Отгадайте загадки:
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) «Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» И покраснела… (божья коровка). |
Шесть ног без копыт, Летит – жужжит, Упадет – землю роет. (Жук.) |
– Видели ли вы божью коровку? Опишите ее.
– Это, пожалуй, самый нарядный и красивый жучок.
2. Игра «Соотнеси картинки и слова».
На доске развешены картинки насекомых. Нужно подобрать к каждой картинке табличку с названием.
3. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 96.
– Посмотрите на детские работы. Какие жучки вам понравились больше всего и почему?
IV. Педагогический рисунок.
– Располагаю лист бумаги по вертикали, провожу вертикальную линию (линию симметрии), от которой буду вести детальное построение изображения, начиная с определения размеров тельца и головы.
– Какой формы нарисуем туловище жучка? (Овальной.) А головы? (Круглой.)
– После этого рисую лапки, усики, глаза.
Теперь стираем ластиком лишние линии.
Приступаем к работе с гуашевыми красками. Раскрасим божью коровку.
– Какого она цвета?
– Что нарисуем на спинке? (Пятнышки.)
– После того как нанесли слой краски, нужно подождать, чтобы она высохла. Потом приступать к украшению: рисовать точки, пятнышки тонкой кисточкой.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Приготовьте лист бумаги, гуашь, кисти.
– Прежде чем рисовать, посмотрите, какой формы голова, туловище, сколько лапок у божьей коровки.
– Какого цвета спинка и яркие точки? (Оранжевая с черными точками.)
– Но у нас божья коровка сказочная, необычная, а значит, вы можете выбирать и другие цвета красок.
– Наряжайте божью коровку по своему усмотрению.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Расскажите о своих нарядных жучках: почему вы их именно так украсили? Что в них необычного, привлекательного?
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать божью коровку и наряжать, украшать ее.)
3. Уборка рабочего места.