Урок № 30. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

0
320


Урок № 30. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Цели: дать понятие о грамматическом значении обстоятельств, спо­ собах выражения обстоятельств; обратить особое внимание на обстоятель­ства, выраженные инфинитивом.

I . Словарная работа.

Выписать слова из рамок, с. 77-83, упр. 169, 180.

II . Опрос – повторение изученного.

1. Индивидуальный ответ учащегося у доски: по данной схеме рас­сказать об определении, дополнить ее (схему) собственными примерами.

2. Задание классу:


/. В (протекавшая) за селом речке водилась рыба. 2. Много грибов находили в (окружавшие) нашу деревню лесах. 3. В воздухе проносились (издававший) тонкий свист стрижи.


Согласовать причастие и прилагательное с определяемым словом, записать предложения в соответствии с предложенными схемами.

/. (Приехавший) из города школьники помогали в полевых работах. 2. Ребята, (отправляющийся) в лагерь, собирались у автобуса. 3. (Непро­ сохший) после сильного дождя траву нельзя было собирать в копны.

III. Новый материал.

Самостоятельное чтение § 19, знакомство с таблицей, с. 79.

Ответы на вопросы:

Что называется обстоятельством?

Назовите основные группы обстоятельств по значению (с при­ мерами).

Чем выражаются обстоятельства?

Найти обстоятельства, указать их значение, определить способ вы­ ражения.

/. После мытья рук ребята идут в столовую. 2. Отдохнув в лагере, я рчень захотел в школу. 3. Лежа под кустиком, я поглядывал на мальчиков (И. Тургенев). 4. Я прилег на походную кроватку отдохнуть немного (И. Тургенев).

IV . Тренировочные упражнения.

При определении члена предложения учащиеся могут смешивать дополнение и обстоятельство. Для того чтобы избежать ошибки, надо обра­тить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения, эти вопросы должны быть естественными, употребительны­ ми в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу к сочета­ нию в лесу подходит только вопрос где?, и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову и сочетанию слов одинаково хорошо подходят и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах имеется два значения: обстоятельства и дополнения; так, в предло­ жении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы где был? у кого был? Следовательно, это сочетание можно разо­ брать как обстоятельство и как дополнение.

1. Найдите в предложениях дополнения и обстоятельства. Определи­ те вид обстоятельств.

1. Я повернул коня и стал отыскивать дорогу (М. Лермонтов).
2. Верст пятнадцать мы ехали шагом (Л. Толстой). 3. Я приехал в деревню
двадцать второго июня. 4. Мне не забыть двадцать второго июня. 5. Ни
днем, ни темной ноченькой покоя не найдешь
(Н. Некрасов). 6. Мы шли
медленно, наслаждаясь тихим днем.

2. Определить роль инфинитива в предложениях.

(Учащиеся обычно с трудом определяют, каким членом предложе­ ния является инфинитив. Они должны знать, что неопределенной формой глагола могут быть выражены все члены предложения: подлежащее, ска­ зуемое, дополнение, определение и обстоятельство цели.)

/. Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле. 2. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. 3. Во многих странах курить в общественных местах запрещается. Мой брат недавно бросил курить и очень доволен. Мастер вышел в коридор поку­рить. 4. Нам хотелось отдохнуть. Отдохнуть в этом году необходимо. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. Я никогда не отказываюсь отдох­ нуть на природе.

3. Синтаксический разбор.

/. Большая круглая капля ночной росы блестела темным блеском на дне раскрытого цветка. 2. Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый разгар вечерней зари. 3. Из-за шума падающего ливня ни­ чего не было слышно. 4. Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свеже­стью и запахом яблок. 5. Перед каждой яблоней лежала на белеющей тра­ ве ее слабая, пестрая тень (И. Тургенев).

V . Задание на дом:

§ 19, с. 78-80 упр. 173.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь