Урок 30 МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ (продолжен

0
638
английский

Урок 30 МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ (продолжение)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:

«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».

Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.

Почему, по-вашему?

Сравним слова автора о монастырской жизни:

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасен…

и слова Мцыри:

Я мало жил, и жил в плену

… Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой – дитя, судьбой – монах…

…На мне печать свою тюрьма

Оставила…

Едва взошла заря,

В тюрьме воспитанный цветок…

Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма… Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?

2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.

Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?

III. Анализ глав поэмы (продолжение).

– Как начинается речь Мцыри?

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

А как вы понимаете значение слова «исповедь»?

Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.

Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?

Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?

(Проверка цитатных планов.)

9. Мне было весело вдохнуть

В мою измученную грудь

Ночную свежесть тех лесов…

10. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

11. Кругом меня цвел Божий сад…

Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

– Какая картина возникла в вашем воображении?

– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.

– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)

12. Простая песня то была,

Но в мысль она мне залегла…

13. Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу.

– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

14. Трудами ночи изнурен,

Я лег в тени.

Я цель одну,

Пройти в родимую страну,

Имел в душе, – и превозмог

Страданья голода, как мог.

15. Но, верь мне, помощи людской

Я не желал…

– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?

16. Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…

17. Удар мой верен был и скор.

… Бой закипел, смертельный бой!

18. И я был страшен в этот миг…

… Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

19. Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

– Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?

(Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)

– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?

20. И страшно было мне, понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей…

21. На мне печать свою тюрьма

Оставила…

22. Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжелым сном.

– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

23. Я умирал. Меня томил

Предсмертный бред.

24. Так я найден и поднят был…

25. Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай на вечность променял…

– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)

– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)

26. И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну!..

IV. Подведение итогов урока.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.

Е. И. Анненкова:

«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.

Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…

Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нем – лермонтовская обреченность»1 (см. Примечание).

3. Творческая работа: мини-сочинение «Читая “Мцыри”».

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по поэме Лермонтова.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь