Урок 30 МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ (продолжение)
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:
«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».
Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.
Почему, по-вашему?
Сравним слова автора о монастырской жизни:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен…
и слова Мцыри:
Я мало жил, и жил в плену…
… Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах,
Душой – дитя, судьбой – монах…
…На мне печать свою тюрьма
Оставила…
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный цветок…
Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма… Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?
2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.
Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?
III. Анализ глав поэмы (продолжение).
– Как начинается речь Мцыри?
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
А как вы понимаете значение слова «исповедь»?
Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.
Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.
Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?
Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.
Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?
(Проверка цитатных планов.)
9. Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов…
10. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
11. Кругом меня цвел Божий сад…
Все, что я чувствовал тогда,
Те думы – им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
– Какая картина возникла в вашем воображении?
– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.
– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)
12. Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла…
13. Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?
14. Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени.
Я цель одну,
Пройти в родимую страну,
Имел в душе, – и превозмог
Страданья голода, как мог.
15. Но, верь мне, помощи людской
Я не желал…
– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?
16. Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови…
17. Удар мой верен был и скор.
… Бой закипел, смертельный бой!
18. И я был страшен в этот миг…
… Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!
19. Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
– Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?
(Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)
– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?
20. И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей…
21. На мне печать свою тюрьма
Оставила…
22. Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?
23. Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
24. Так я найден и поднят был…
25. Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай на вечность променял…
– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)
– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)
26. И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну!..
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа по вопросам.
– Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?
– Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?
2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.
Е. И. Анненкова:
«Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.
Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…
Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нем – лермонтовская обреченность»1 (см. Примечание).
3. Творческая работа: мини-сочинение «Читая “Мцыри”».
Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по поэме Лермонтова.