УРОК 3. МОРФЕМЫ В СЛОВЕ. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ И КОРНЯХ СЛОВ

0
768

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

Найдите общий звук в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом;

в) союз, ясень.

К а р т о ч к а 2.

Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова.

Зина обратилась с просьбой 1 к Лизе.

К а р т о ч к а 3.

Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова.

Не тот хорош 1 , кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

К а р т о ч к а 4.

Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения:

1. Морфема – это…

2. В основу слова входят такие морфемы, как…

3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно…

4. Нулевое окончание бывает у…

5. Слова с одинаковым корнем называются…

К а р т о ч к а 5.

Выполните следующие задания:

1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры.

2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу.

3. Просклоняйте по падежам слово дом.

4. Приведите примеры однокоренных слов.

2. Постановка проблемного вопроса.

– Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего?

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

3. Упражнение 10.

Учащиеся заполняют таблицу.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

4. Творческая работа.

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий…

2. Издинамитить старое…

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке…

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-?

5. Упражнение 15.

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15.

6. Упражнение 13.

– Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы.

7. Итог урока.

– Почему нужно изучать морфемы?

Домашнее задание: упражнение 16.