Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении путем постановки вопроса от одного слова к другому; закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие члены предложения называются главными?
– Назовите главные члены предложения в 1-м и 3-м предложениях.
– Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
– Назовите второстепенные члены предложения во 2-м предложении.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
з..рно, сл..пой, св..ча, см..шной, тр..щит, п..нал.
– Прочитайте данные слова. Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания? (Будем писать букву е – орфограмму во всех этих словах.)
– Какое здесь слово лишнее? (Лишнее слово – пенал, непроверяемая безударная гласная е, во всех остальных словах можно подобрать проверочное слово: зерно – зёрна, слепой – ослйп, …)
Еепнл Еепнл …
– Определите порядок написания букв в цепочке и напишите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы е в цепочке с согласными буквами лишнего слова.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
1. Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными: Москва, народ, город, завод, Родина, товарищ, урожай, тетрадь, землянка, малина.
2. Взаимная проверка работ.
3. Составить предложения, используя слова диктанта.
– Какие у вас получились предложения по цели высказывания?
V. Упражнение в установлении связи слов в предложении: практическое знакомство со словосочетанием.
1. Работа над упражнением 96.
Дети должны уяснить, что в предложении слова между собой связаны по смыслу, если такой связи нет, то нет и предложения. Чтобы найти слова, связанные между собой, нужно поставить вопрос от одного слова к другому.
2. Знакомство с правилом.
Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.
Ручками похлопали,
Ножками потопали!
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.
3. Разбор по членам предложения.
На доске записаны предложения:
Вариант I |
Вариант II |
Счас..ливые школ..ники |
Ч..стное сер..це б..ется |
– Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы.
– Выполните то же задание, что и в упражнении 96.
4. Составьте предложения по вопросам и запишите их.
На доске записаны вопросы:
Когда? Какой? Что? Что сделал? Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?
VI. Восстановление деформированных предложений.
Выполнить упражнение 98.
VII. Итог урока.
– Как найти слова, которые связаны между собой по смыслу?
Домашнее задание. Упражнение 100, правило на с. 47.