Урок 29 Духовное богатство человека

0
412
литература


Цель:
углубить представление о духовном богатстве человека.

Задачи:

– раскрытие значимости для человека стремления к постоянному духовному самосовершенствованию;

– развитие постоянного стремления к духовному росту;

– обогащение внутреннего мира учащихся новыми знаниями о духовном наследии человечества.

Ресурсы: карточки с текстом отрывка из стихотворения А.Василькова «Заповеди», содержащего две парные строки.

Круг радости

Учитель приветствует всех и приглашает встать в круг, а затем предлагает нескольким ученикам поприветствовать одноклассников строчками стихотворения А. Василькова, записанными на карточках, которые вручены заранее.

Заповеди

Алексей Васильков

Карточка 1:

Стремясь проникнуть в тайны бытия,

познай вначале самого себя.

Карточка 2:

Спокойствие храни везде,

и пыл страстей держи в узде.

Карточка 3:

Не будь рабом бесчисленных вещей,

и лишнего в хозяйстве не имей.

Карточка 4:

Вражду в себе подолгу не храни,

и первым руку дружбы протяни.

Карточка 5:

Вершину покорив, не возгордись,

и радостью с друзьями поделись.

Карточка 6:

Не сетуй никогда на невезенье:

победа – это труд и вдохновенье.

Беседа

Учитель приглашает к беседе, целью которой является выявление понимания учащимися смысла понятия «духовное богатство человека» и дальнейшая коррекция их знаний. Опорой для проведения беседы служат вопросы рубрики учебника “Размышляем, беседуем”.

Что значит быть духовно богатым?

Какое значение имеет духовное богатство в жизни человека?

Как вы понимаете выражение “гармония любви, добра и счастья”?

Что может объединить людей разной национальности, разного цвета кожи, разной культуры?

Правда ли, что человек, постигший духовные ценности, глубже понимает своё предназначение на Земле? Почему?

Рассуждения учеников следует подвести к мысли о том, что духовное богатство каждого человека зависит от его осознанного стремления к совершенствованию.

Чтение

Следующий этап урока ориентирован на уточнение и углубление представлений учащихся о понятии “духовное богатство”. С этой целью учитель предлагает ученикам прочитать в учебнике текст притчи “Самое главное” и ответить на вопросы к нему.

Самое главное

Притча

Жил-был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?

Думал человек: знай я ответ на три эти вопроса – весь мир покорю, самым богатым стану, всё, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.

Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до человека слухи, что живёт в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошёл человек отшельника разыскивать. Идёт он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле неё старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошёл человек и поклонился старцу.

– Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?

Выслушал его старый отшельник, но ничего не сказал в ответ, вернулся к своему занятию, знай себе землю копает.

– Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, – предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.

Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришёл к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.

– Мудрый отшельник, – взмолился человек, – неужели так и не ответишь на мои вопросы?

– Полно тебе, – молвил тот, – ты на них уже сам ответил.

– И слыхом никаких ответов не слыхивал, – изумился человек.

– Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.

Мало-помалу человек уразумел смысл слов отшельника.

– Помни же, – сказал отшельник ему на прощание, – самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. А от себя добавлю, что только духовное богатство делает человека поистине великим.

Какой мудрости научил человека отшельник?

В чём смысл притчи?

Цитата урока

Резюмируя ответы учеников, учитель знакомит учащихся с изречением, которое созвучно основной идее притчи:

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.

Платон

  • Согласны ли вы с автором изречения? Почему?

Резюме

Резюмирующей частью урока является учебная информация, представленная под рубрикой “Обращаем внимание”. Учитель предлагает прочитать её вслух одному из учащихся.

Духовное богатство человека – все то, что человек обрел благодаря труду своей души. Труд души делает наши поступки и действия одухотворенными, отношение к людям и миру наполняет любовью.

Духовно богатый человек способен понять другого человека, принять близко к сердцу его радости и огорчения, творить счастье для других, помогать раскрытию душевной красоты в самом себе и помогать её раскрытию в людях.

Домашнее задание

Учитель в качестве домашнего задания предлагает прочи ­ тать текст “Оставить себя в человеке” В. Сухомлинского, размещённый в учебнике, и подготовить ответы на вопросы к нему.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель благодарит учащихся за их активное участие в уроке и приглашает их войти в круг, отвечая на вопрос: что значит быть духовно богатым человеком? Ответ можно начать, например, со слов: «Я считаю, что духовно богатый человек…», «По-моему, духовно богатый человек – это тот, кто…».

поурочные планы для 6 класса, Самопознание

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь