Цели: повторить и закрепить изученный материал; отрабатывать навык приведения дробей к НОЗ; развивать умение решать комбинаторные задачи; проверить знания и навыки учащихся по изученному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел: 5 и 12; 12 и 18; 30 и 25; 9 и 4; 6 и 2; 4 и 24; 26 и 39; 50 и 20; 13 и 7.
2. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
3. Бабушка поливает огород за 15 мин. Какую часть огорода она польет за 7 мин?
4. Если в 12 ч дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 ч будет солнечная погода? (Нет, потому что будет полночь.)
5. Двое отцов и двое сыновей застрелили трех зайцев, каждый — по одному. Как это получилось? (Это были дед, отец, сын.)
III. Индивидуальная работа
Два человека работают у доски по индивидуальным карточкам, в это время с остальными учащимися проводится устная работа.
1 карточка
1. Приведите дроби к НОЗ:
2. Выполните действия:
2 карточка
1. Приведите дроби к НОЗ:
2. Выполните действия:
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы рассмотрим более сложные случаи нахождения НОЗ дробей.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
— Найдите НОК чисел 72 и 99.
— Что для этого надо сделать? (Разложить числа на простые множители.)
2. Работа над новой темой.
— Найдите НОЗ дробей
— Что нам в этом поможет? (Разложение на простые множители знаменателей.)
— Что является НОЗ дробей? (Так как наименьшим общим знаменателем является наименьшее общее кратное, то НОЗ
— Как найти дополнительный множитель? (Дополнительным множителем для дроби 19/72 является число 11, а для дроби 50/99 — произведение 2 · 2 · 2 = 8, то есть те множители, которые мы не подчеркнули.)
— Какой вывод можно сделать? (В более сложных случаях и дополнительные множители находят с помощью разложения на простые множители.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
№ 293 стр. 47 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).
Так как на первом месте могут стоять только 4 цифры (3, 5, 6, 8), на втором, третьем, четвертом — любая из пяти цифр, а на последнем, пятом, — только четные цифры, то есть только три (0, 6, 8), то по правилу произведения получаем: 4 · 5 · 5 · 5 · 3 = 1500 (чисел).
VIII. Закрепление изученного материала
1. № 283 (ж—м) стр. 46 (у доски и в тетрадях с подробным комментированием).
Решение:
2. № 282 стр. 46 (один ученик на обратной стороне доски, остальные в тетрадях, самопроверка).
Решение:
IX. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Сократите дроби:
2. Приведите дробь 3/4 к знаменателю 20, а дробь 20/72 к знаменателю 18.
3. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
4. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю, предварительно сократив их:
Вариант II
1. Сократите дроби:
2. Приведите дробь 4/7 к знаменателю 28, а дробь 48/108 к знаменателю 9.
3. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
4. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю, предварительно сократив их:
X. Закрепление изученного материала
1. Сократите дроби:
2. Какую часть метра составляет 1 см, 8 см. 40 см, 69 см, 90 см?
3. Какую часть килограмма составляет 2 г, 34 г, 50 г, 120 г, 324 г, 400 г, 650 г?
XI. Подведение итогов урока
— Наш урок подошел к концу. Скажите, что вам понравилось, а что нет?
— Какое задание вызвало наибольшее затруднение? (Выставляются оценки.)
Домашнее задание: № 298, 299, 300 (ж, з), 296 (1) стр. 48.