Задачи: сформировать понятия «природные условия»,
«природные ресурсы»; научить оценивать природно-ресурсный потенциал России и вашей области.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений по теме «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира».
Возможные варианты проверки:
Индивидуальный устный опрос.
Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Что такое биологические ресурсы? Охарактеризуйте виды биологических ресурсов и их использование человеком.
Что такое особо охраняемые природные территории? Назовите основные типы ООПТ. Охарактеризуйте один из типов.
Письменный опрос по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Что такое заповедник? С какой целью создаются заповедники? Приведите примеры заповедников с указанием объектов охраны.
Как используются растительные ресурсы человеком?
КАРТОЧКА 2
Что такое памятник природы? Кто ввел этот термин? В чем отличие памятника природы от заповедника? Какие памятники природы вам известны?
Как используются человеком ресурсы животного мира?
КАРТОЧКА 3
Что такое национальный парк? В чем отличие национального парка от заповедника? Какие национальные парки вам известны?
Как используются растительные и животные ресурсы вашей области?
Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
Вводная беседа проводится на основе вопросов, приведенных на с. 115 учебника.
Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и деятельность человека?
В чем проявляется это влияние?
Какие природные ресурсы вам известны?
Какими природными ресурсами богата наша страна?
Какие природные ресурсы имеет ваша область?
В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и о богатстве России различными природными ресурсами.
Получение новых знаний.
Этот блок урока можно провести в виде лекции, а в подготовленном классе в виде беседы. Основные вопросы и термины записываются в тетрадь под диктовку учителя.
Учитель. Природные условия – это элементы природы, которые влияют на жизнь и деятельность человека, но на данном этапе не участвуют в материальном производстве.
К природным условиям относятся рельеф, климат, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод, режим поверхностных вод, горногеологические условия добычи полезных ископаемых.
Природные условия рассматриваются не вообще, а с позиций развития сельского хозяйства, промышленности, транспорта, туризма, условий жизни людей и т. д. Так, например, природные условия Кавказа благоприятны для выращивания субтропических культур, развития туризма и неблагоприятно влияют на строительство дорог, населенных пунктов, объектов промышленности. Поэтому природные условия оцениваются как:
благоприятные – положительно влияют на жизнь и здоровье человека, удобны для развития какой-либо отрасли хозяйства;
неблагоприятные – мало пригодны для обитания человека, затрудняют или исключают развитие какой-либо отрасли хозяйства.
Далее учитель организует работу с картой «Степень благоприятности природных условий», которая приведена в атласе на с. 30.
По карте определите, какие территории нашей страны обладают наиболее благоприятными природными условиями для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся называют центральную и южную часть Восточно- Европейской равнины, юг Сибири и Дальнего Востока. В западной части Русской равнины, на побережье Черного моря и в предгорьях Кавказа условия оцениваются как наиболее благоприятные. Это выражается в сочетании равнинного и возвышенного рельефа, умеренного климата, плодородных почвах, густой речной сети и т. д. Поэтому здесь сконцентрирована большая часть населения России.
В чем выражается неблагоприятность природных условий побережья Северного Ледовитого океана и северо-восточных районов России?
Отмечается резко континентальный климат территории, горный рельеф, полярный день и полярная ночь, вечная мерзлота.
При подведении итогов работы с картой нужно обратить внимание учащихся на то, что значительная часть территории России – прежде всего горно-таежные области на северо-востоке, Крайний Север, Сибирь – оцениваются как неблагоприятные и малоблагоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. Это определяет неравномерность заселения территории страны.
Дайте оценку природных условий вашей области для жизни и деятельности человека. Объясните, какие именно компоненты природы и с какой точки зрения вы будете оценивать.
Это задание рекомендуется для подготовленных учащихся, которые хорошо ориентируются по картам атласа России и вашей области и быстро анализируют полученные данные.
Учитель. Природные ресурсы — это все компоненты природы, которые непосредственно используются человеком в различных целях.
Виды природных ресурсов по происхождению:
минеральные (полезные ископаемые),
земельные,
водные,
климатические,
биологические.
Природные ресурсы по исчерпаемости:
исчерпаемые – минеральные, земельные, биологические. Этот тип подразделяется на возобновимые и невозобновимые ресурсы. Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Невозобновимые ресурсы – большинство минеральных – восполнить нельзя.
неисчерпаемы е – водные, климатические.
Россия обладает огромными запасами различных природных ресурсов.
Работа с текстом учебника (с. 117-118), картами атласа. Учитель организует беседу по следующим вопросам:
Какими минеральными ресурсами богата наша страна? (по карте «Тектоника и минеральные ресурсы» на с. 10-11 в атласе)
Где сосредоточены основные запасы минерального топлива – нефти, газа, каменного и бурого угля?
Какие крупные месторождения минеральных ресурсов расположены в полярных широтах?
Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?
Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины?
Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).
Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту в атласе на с. 16-17 и текст учебника. Назовите реки, имеющие наибольший объем многолетнего стока.
В чем особенность лесных ресурсов России? Назовите лекарственные растения, которые можно добывать в тайге (карта «Лекарственные растения» на с. 21 в атласе).
Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? Назовите, используя карту «Рекреационные ресурсы», интересные объекты природы. С чем связана низкая туристская освоенность большей части территории нашей страны?
Дайте оценку природно-ресурсного потенциала вашей области. Какими природными ресурсами наиболее богата ваша область? (Выполняя это задание, учащиеся достигнут лучших результатов, если будут использовать атлас своей области).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 20.