Урок 27 «Портрет» Левши. продолжение работы над «сказом…»
Цели: начать работу над характеристикой левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором; продолжить работу над новыми, непонятными учащимся словами; составление цитатного плана.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям диалогов:
а) Левши и царя (гл. 13, 14);
б) Левши и англичан (гл. 15).
II. Изучение нового материала.
1. Характеристика левши. Беседа по вопросам:
– Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением?
При чтении сцены подчеркните простоту и непосредственность левши, удивление царя и его свиты. Прочитайте так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
– Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено», а имени левши там не оказалось?
– Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?
– Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?
2. Фигура рассказчика в «Сказе…».
Учитель. Рассказчик выступает от лица народа, как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».
– Найдите и прочитайте те места в сказе, где виден сказитель, обратите внимание на его речь. («Через свою ласковость», «домой манил», «на свою сторону преклонять хотели», «чужестранностью пленить» и т. д.)
Вывод: сказ близок к произведениям устного народного творчества.
– Выделите приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку – и подумайте, какую роль они играют в этом произведении.
– По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичане сделали блоху из стали, а русские ее подковали». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и другие. Найдите еще пословицы и поговорки.
3. Работа над новыми словами.
Учитель. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкиваются с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка – укушетка, вестовые – свистовые, таблица – долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех персонажей, кому принадлежат эти слова.
4. Изучение вопроса об авторской позиции в «Сказе…».
Учитель. Со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о том же самом автор? Все содержание лесковского сказа дает нам ответ на этот вопрос: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к абсолютной власти и ни перед кем не несут ответственности; не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа.
5. Обсуждение цитатного плана к рассказу о левше (в. 5,
с. 307).
– Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.
– Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.
– Рассмотрите портрет левши художника Н. Кузьмина.
Охарактеризуйте его:
а) в какой момент изображен герой;
б) на что художник обращает внимание во внешнем облике левши;
в) определите главную мысль рисунка.
– Сравните портрет левши Кузьмина с рисунком художников Кукрыниксов.
– Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя?
– Какой из них произвел на вас большее впечатление?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовиться к изложению на тему «Левша в гостях у англичан».