Урок 27 «Я ТАК ЛЮБЛЮ ТАТЬЯНУ МИЛУЮ МОЮ…» (А. С. ПУШКИН) (ТАТЬЯНА ЛАРИНА – ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ ПУШКИНА)

0
1703

Урок 27
«Я так люблю Татьяну милую мою…» (А. С. Пушкин)
(Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина)

Цели: углубить представления учащихся о главной героине романа; раскрыть глубину, искренность, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини, близость к народной жизни; помочь учащимся понять, под влиянием каких жизненных обстоятельств происходят перемены в Татьяне, превратившейся из простой деревенской барышни в светскую даму, «законодательницу зал»; выяснить, почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны; определить отношение к героине и ее поступкам поэта и свое собственное.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово о героине романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – Татьяне.

Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Отношения между нею и Онегиным составляют основную сюжетную линию романа.

Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны милый идеал», – это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. По мнению исследователя творчества А. С. Пушкина Н. А. Демина, поэт связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин.

Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена.

II. Основные этапы жизненного пути Татьяны.

Беседа, выразительное чтение отрывков.

1. Детство и юность героини.

Вопросы и задания:

1) Во времена Пушкина литературным героиням давали имя Софья. Как поэт объясняет выбор имени Татьяна?

2) Сопоставьте сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора? (Индивидуальное задание.)

3) Для чего Пушкин подробно рассказывает о тех условиях, под влиянием которых сформировался характер Татьяны?

4) Что читала Татьяна? Какие литературные героини ей больше всего нравились? Почему?

5) Каково отношение Татьяны Лариной к природе, людям, любимой няне?

6) Почему поэт не наделил свою героиню ни одним признаком внешней красоты?

7) Как вы понимаете определение Пушкина: «Татьяна – русская душою»?

2. Встреча с Онегиным.

Вопросы и задание:

1) Сопоставьте образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? различие? (Домашнее индивидуальное задание.)

2) Чем Татьяна отличается от других провинциальных барышень?

3) Почему она не смогла полюбить никого из окружавших ее дворян? (Татьяна стояла выше этих людей, даже Владимира Ленского, не сумевшего ее оценить. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал» В. Г. Белинский.)

3. «Письмо Татьяны». (Выразительное чтение, лучше наизусть.)

Вопросы:

1) Почему Татьяна решилась написать письмо? Как относитесь вы к ее поступку? Как относится к Татьяне Пушкин? Где и как это выражается?

2) Письмо Татьяны – самая напряженная, самая тяжелая минута в ее жизни. Что говорит Пушкин о страданиях Татьяны? О трагедии неразделенной любви?

4. Объяснение Онегина с Татьяной. (Выразительное чтение.)

Вопросы:

1) Глубоко потрясена Татьяна тем, что она отвергнута. Как ведет себя героиня, получив «отповедь» Онегина?

2) Почему Онегин так суров к ней? Заслуживает ли она его «отповедь»?

3) Прав ли Белинский в оценке Татьяны и ее чувств?

5. Татьяна после отъезда Онегина. Посещение ею кабинета Онегина.

Вопросы:

1) Что нового узнала Татьяна об Онегине после посещения ею кабинета и знакомства с его книгами? («И ей открылся мир иной».)

2) Белинский написал: «…в Татьяне, наконец, совершился акт сознания: ум ее проснулся. Она поняла, наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Верно ли это, по вашему мнению?

3) Что заставило Татьяну выйти замуж за нелюбимого человека? Что в ней изменилось? Что осталось в ней неизменным?

6. Татьяна Ларина в финале романа.

Вопросы:

1) Кто же она: «равнодушная княгиня» или «прежняя Таня»?

2) Почему провинциальной Татьяне удалось занять достойное место в петербургском высшем свете?

3) (Чтение «Письма Онегина». Последнее объяснение героев.) Почему Татьяна отвергла любовь Онегина? Изменилось ли ее отношение к нему?

4) Каково отношение Татьяны к долгу и счастью?

5) Могла ли быть она счастлива с Онегиным? Ваше отношение к героине? Современна ли, на ваш взгляд, Татьяна?

6) Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

В обыкновенной русской деревне среди ограниченных помещиков и их желанных дочек «вырос» характер яркий, сильный, способный на трудное счастье неразделенной любви.

В поединке долга и чувства, разума и страсти одерживает победу не Онегин, а Татьяна. Пытаясь понять загадку такого характера, поэт отмечает близость Татьяны к природе, увлечение чтением, сильное влияние няни, прототипом которой послужила поэту Арина Родионовна.

…Татьяна смогла победить фальшь и пересуды большого света, потому что и в замужестве осталась самой собой.

Пушкин с теплотой и любовью нарисовал этот образ. («В милой простоте… не ведает обмана», «русская душою», «мечтательница нежная», «одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным», «любит без искусства».)

Понятны черты облика Татьяны. Это типичные черты русского национального характера: искренность, женственность, нежность, нравственная безупречность, верность долгу, ум, смелость и решительность. Татьяна для Пушкина – «милый идеал». Сохраняя верность мужу, оставаясь нравственно безупречной, Татьяна отстаивала также свою независимость, гордость и чистоту перед ей ненавистным аристократическим обществом.

Домашнее задание.

Индивидуальные задания по группам.

Сообщения или доклады, выступления учащихся:

1. Картины народной жизни на страницах пушкинского романа.

2. Столичное и провинциальное дворянство.

3. Русская природа в изображении Пушкина. Выучить наизусть, проанализировать какой-либо отрывок.

4. Образ автора в романе.

5. Лирические отступления. О чем они? Выучить наизусть, проанализировать лирическое отступление. поурочный план, 10 класс, русская литература