Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить детей понимать глубину произведения; развивать мышление учащихся, речь; воспитывать любовь к своей Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают по ролям стихотворение А. Н. Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого вам хорошо знакомы.
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
* * *
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
– Узнали стихотворения?
– Кому они принадлежат?
– Знаете ли вы другие стихи И. С. Никитина?
– Иван Саввич Никитин родился в зажиточной семье. Отец его владел свечным заводом и лавкой и слыл не только предприимчивым торговцем, но и первым кулачным бойцом. Был он суров и деспотичен в отличие от жены, имевшей кроткий нрав.
С 9 лет Иван Никитин учится в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Именно семинарская литературная среда оказала благотворное влияние на поэтическое развитие будущего поэта. Уже в семинарии он начал писать стихи, подражая думам и песням Алексея Кольцова. В ту пору он много читал, мечтал поступить в университет, но этому помешали жизненные обстоятельства.
Долгое время И. С. Никитин скрывал написанное им от окружающих, боясь стать предметом насмешек. Неуверенность в своих силах мешала ему сразу опубликовать свои стихи. Лишь в 1853 году, почти в 30-летнем возрасте, поэт решился послать их в редакцию местной газеты «Воронежские губернские ведомости».
Через год (1854 г.) стихи Никитина появляются на страницах крупных журналов того времени. А ещё через 2 года, в 1856 году, граф Толстой оказывает Никитину покровительство и издаёт отдельной книгой его стихи с собственным предисловием.
Кроме стихов о природе, которую поэт считал единственным утешением в своей жизни, говоря о ней: «Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слёзы», многие стихи И. Никитина пронизаны высоким чувством родины. Он говорит о приметах родного края, близких его душе народных песнях, о силе, красоте трудового народа.
И. А. Бунин относил Никитина к числу «тех, великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык…».
Физкультминутка
– Послушайте стихотворение И. С. Никитина.
Учитель читает стихотворение «В синем небе плывут над полями…».
– Какие картины представили, слушая стихотворение?
– Какое настроение вызвало в вас стихотворение?
– О чём думали, вспоминали, слушая стихотворение?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» (с. 148, часть 1-я); сделать рисунок к стихотворению, по желанию выучить наизусть.