Урок 27 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (акварель)

0
546

Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; закрепить понятия «пейзаж», учить различать «теплые» и «холодные» цвета; развивать чувство цвета, уметь подбирать гармоничные цвета; воспитывать любовь к весенней природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукция картины К. Юона «Мартовское солнце»; образец педагогического рисунка «Забота человека о животных» (акварель).

Музыкальный ряд: песня «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над композицией, посвященной стихотворению Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Выполним ее акварелью.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Большое место сегодня в наших работах занимает пейзаж.

 Что такое пейзаж?

Верно, изображение природы. И почти всегда пейзажи служили лишь фоном для какого-нибудь портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, где природа стала их главным содержанием.

Создали этот жанр голландские живописцы. Голландия находится на побережье Северного моря, на равнине, расположенной ниже уровня моря. И если бы не система дамб, она погрузилась бы в морскую пучину. Борьба со стихией научила голландцев ценить и любить свою маленькую, но прекрасную страну. И голландские художники первыми стали писать картины, на которых была изображена их земля. Вот песчаные дюны на морском берегу, луга с пасущимися стадами, дороги, ветряные мельницы у реки. И все это художники передавали с проникновенной нежностью, как бы создавая портрет родной природы. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия человека. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко описать состояние природы.

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

Такой работой является картина нашего русского художника Константина Федоровича Юона (1875–1958) «Мартовское солнце».

Образы природы занимают преобладающее место в творчестве К. Ф. Юона. Одним из популярных его пейзажей является «Мартовское солнце». Это большое полотно. Посмотрите, как художник изобразил небо. Это пронзительная, какая-то звенящая синева.

 А как изобразил Юон снег?

На снегу, покрытом коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат длинные сине-сиреневые тени. Деревья как будто тянут свои ветви к весеннему небу. Трепетны тоненькие веточки березы. Мальчишки скачут на конях, собака бежит следом за ярко-рыжей в белых пятнах лошадью.

 Какие два жанра переплелись в произведении Юона?

Верно, в работе «Мартовское солнце» переплелись элементы пейзажа и бытового жанра. И мы сегодня будем выполнять в цвете подобную работу. Ведь деда Мазая с зайцами все рисовали на фоне пейзажа весенней природы.

V. Вводная беседа.

Слово учителя. Нам предстоит с помощью небольшого количества красок передать всю красоту родной природы в этот период. Для этого мы будем смешивать цвета и получать дополнительные оттенки. Но нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Нельзя, потому что мир, который лежит перед нами, полон красок. Каждый цвет имеет очень много оттенков. Нужно научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.

 Вы все знаете, что огурец зеленый, помидор красный, а снег?

Верно, белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими же красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может оказаться почти красным – например, в лучах заходящего солнца. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.

Кроме того, все цвета условно делят на «теплые» и «холодные». К теплым относятся желтовато-красные цвета, а к холодным – сине-голубые.

 В чем различие «холодных» и «теплых» цветов?

Свое наименование «теплые» и «холодные» эти группы цветов получили из-за того, что одни похожи на цвета солнца и огня, а другие – на небо, воду и лед. Фиолетовые и зеленые цвета занимают промежуточное положение. В разных случаях, в зависимости от сочетаний, эти цвета могут быть отнесены то к «теплым», то к «холодным». Вместе с тем любому цвету можно придать более «холодный» или более «теплый» оттенок. Все зависит от того, какую краску в него добавить. Смешивая краски, художник получает разные цвета. Так, синяя и красная краски дадут фиолетовый или лиловый цвет, смотря по тому, какой краски больше.

 Синяя и желтая составят какой цвет?

Верно, зеленый.

 А желтый и красный какой дадут цвет?

Правильно, оранжевый.

VI. Работа над новым материалом.

Упражнение по цветоведению.

Учитель. Смешайте разные краски и подберите основные цвета одежды деда Мазая, зайцев, лодки.

Посмотрите, какую цветовую гамму выбрала я. Так как в рисунке будет нарисовано много воды, значит, много по площади будет занимать голубой и синий цвета.

 А какие цвета к нему подойдут?

Верно, очень красиво с голубым и синим сочетается бежевый, охристый и коричневый цвета.

Теперь и вы подберите свою цветовую гамму.

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах (см. Приложение).

– Помните: во время работы цветом над рисунком используются приемы «переход цвета в цвет», «вливание цвета в цвет».

1. Заливаю небо голубым цветом, при этом чем ближе линия горизонта, тем более светлую, почти прозрачную краску я использую. Еще более светлую краску я беру для выполнения воды. Мазки для передачи водной поверхности кладу с добавлением воды в большом количестве.

2. Теперь подбираю цвет охры для лодки и более насыщенный, ближе к коричневому, для дальнего берега.

3. Для одежды деда Мазая также выбираю цвета в этой гамме – коричневый, с добавлением синего. У зайцев шерсть выполняю коричневым цветом, но с дополнительным оттенком – желтым.

4. Тщательно прорисовываю деревья. Надо передать объем – чем ближе контур дерева, тем темнее цвет – и при этом не затемнить их светлую поверхность. Прорисовывая темные пятна на березах, не выполняйте их черным цветом, возьмите для этого коричневый цвет. Этот же коричневый цвет использую и для уточнения фигуры деда Мазая и зайцев. Тонкой кистью выполняю дорисовку мелких деталей – глаз, тоненьких веточек и травы на переднем плане. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок в цвете, подобрав цветовую гамму. Вам поможет музыкальное сопровождение.

 Кто запомнил, как назывались музыкальные произведения, под сопровождение которых вы рисовали на прошлом уроке?

Верно, вы трудились под песню «Проводы зимы» (музыка Н. А. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьесу «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Искренность, доброта, любовь к природе в различных ее состояниях, выразительность характерны для ваших работ. Многие рисунки отличаются оригинальными композициями, работы выделяются тем, что в них вы пытались передать свое отношение к изображаемому фрагменту стихотворения. По вашим работам видно, как вы любите животных и переживаете за них.

2. Обобщение изученного материала.

 С творчеством какого художника вы сегодня познакомились?

 Какие отличительные признаки присущи пейзажу как жанру изобразительного искусства?