Цели урока: Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны рыб; познакомить учащихся с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на численность рыб, выяснить значение выполнения Закона об охране и использовании животного мира для сохранения и увеличения рыбных богатств.
Оборудование: Таблицы «Промысел и охрана морских рыб», «Правила индивидуального рыболовства».
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний по ранее изученному материалу, их дальнейшее расширение и углубление
Карточки-задания для индивидуальной работы.
Решение биологических задач.
Существуют активные и пассивные способы защиты от врагов. Перечислите способы пассивной защиты от врагов, которые встречаются у рыб. Предложите классификацию этих способов защиты.
Почему хрящевые рыбы, по своему строению очень отсталые по сравнению с появившимися много позднее костистыми рыбами, все-таки остаются довольно многочисленными и в современной фауне?
По характеру питания рыбы бывают хищные и мирные (правда это деление весьма условно, так как в зависимости от возраста рыб, времени года и типа водоема состав их пищи бывает различным). И хищные, и мирные рыбы имеют свои приспособительные особенности. Определите, чем питаются рыбы, имеющие:
конечный рот с широкой пастью, вооруженный острыми зубами;
выдвижное рыло — приспособление, действующее как пипетка;
небольшой рот со слабыми зубами (или без них) и «цедилкой» из длинных жаберных тычинок;
верхний рот.
Приведите примеры.
Изучение новой темы
Любите ли вы рыбу? Какая рыба чаще всего попадает к нам на обеденный стол? В чем заключается пищевая ценность рыб?
Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся: сельдь, лосось (семга), треска, судак, лещ и др. (рис. 187-188). Особенно ценны в этом отношении осетровые — осетр, белуга, севрюга, стерлядь (рис. 184). Они дают отличное мясо, ценную икру (черную) и другие продукты. Белуга — одна из крупнейших рыб, которая может жить свыше ЮОлет. В длину может достигать 5,5 м и массы до 1,5 т. Одна из главных промысловых рыб — сельдь. Ее ловят во всех морях и океанах (атлантическая, тихоокеанская, астраханская и др.). Большое промысловое значение имеют лососевые рыбы, а также треска, камбала, палтус, морской окунь.
Рыбная промышленность дает, кроме всего, ряд побочных продуктов в виде рыбьего клея (из плавательного пузыря осетровых и сомов), кожи, у некоторых морских рыб пригодной для выработки обуви, сумок, портфелей, рыбной муки для примешивания в корм скоту и птице домашней и рыбных туков, идущих для удобрения полей. Рыбный промысел занимает очень видное место в экономике различных государств.
Но рыбные запасы — не вечные природные богатства. Что необходимо для того, чтобы сохранить и даже приумножить рыбные богатства водоемов? Ведь ни для кого не секрет, что численность ценных видов промысловых рыб, обитающих в морях и океанах, а также в внутренних водоемах, снижается в настоящее время.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти причины снижения численности рыб и только затем разработать меры по их охране.
Работа с учебником, § 44, с. 133—134. После самостоятельной работы проводится беседа.В процессе беседы составляется таблица (на доске и в тетрадях).
Причины снижения численности рыб |
Меры охраны, предусмотренные законом |
1. Загрязнение водоемов |
Ввод очистных сооружений; прекращение сброса сточных вод; строгое соблюдение технологии сплава леса, вылов затонувшей древесины; ликвидация потерь нефтепродуктов при погрузке, выгрузке, транспортировке |
2. Строительство гидроэлектростанций, плотин, преграждающих доступ проходным рыбам к местам нереста |
Устройство прохода рыб к нерестилищам в виде рыбоходов и рыбоподъемников |
3. Перевылов рыбы, влияющий на нормальное ежегодное восстановление численности; браконьерство |
Регулирование величины уловов; ограничение места и времени лова, установление минимального размера ячеекдля сетей при вылавливании крупных видов, чтобы уберечь молодь; запрет добычи рыбы недозволенными способами (с помощью взрывчатки, огнестрельного оружия, острогами, отравляющих веществ и др.); запрет ловли у плотин и шлюзов |
4. Обмеление рек |
Запрет вырубки лесов, осушения болот; увеличение водности, охрана малых рек |
Все охранительные мероприятия опираются на научные знания о жизни рыб. На этих же знаниях основан и промысловый рыбный лов. Промысловое рыболовство оснащено сложной современной техникой, облегчающей разведку и отлов рыбы.
Большое значение для охраны, воспроизводства и восстановления редких и ценных видов рыбы имеют рыборазводные заводы, на которых из искусственно осемененной икры выводят мальков и выпускают их в реки и озера (рис. 189). Широкое развертывание работы рыбоводных заводов открыло возможность значительно усиливать уловы рыбы, не вызывая этим оскудения рыбных запасов. В чем преимущество искусственного разведения рыб?
Достигается осеменение всей икры, что почти никогда не бывает при естественном нересте, когда выделяемые самцами половые продукты относятся течением в сторону, не успевая попасть на все икринки.
В условиях завода ни икра, ни выходящие из нее мальки не подвергаются массовому истреблению со стороны всевозможных факторов среды.
Результат: потомство одной самки может с избытком восполнить ущерб, который был нанесен естественным запасам при повышенном вылове икряной рыбы и самцов — «молочников».
Какую работу проводят еще в нашей стране с целью увеличения рыбных богатств?
Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 134-135).
О Поясните приведенный ниже факт и сделайте вывод.
Попытка акклиматизации каспийской севрюги в бассейне Арала не удалась, но при этом был завезен жаберный сосальщик, который послужил причиной массовой гибели местной рыбы — аральского шипа.
Акклиматизацию рыб проводят не только с целью дальнейшего промысла переселенцев. Например, в 1925 году из Италии была завезена в нашу страну небольшая (около 5 см длиной) рыбка гамбузия. Здесь она быстро размножилась и распространилась по многим водоемам. Ее разводят с целью уничтожения малярийных комаров, личинками которых она питается. Гамбузия теперь обитает и в Подмосковье.
Как называется такой способ борьбы?
Значение живых рыбных запасов в общей системе народного хозяйства и важность их сохранения будут для нас особенно ясны, если мы вспомним о биологическом круговороте органических веществ в водоемах.
Рыбы имеют, благодаря большому разнообразию и многочисленности, огромное значение в общем круговороте веществ, составляя важное звено в переработке органического вещества водоемов и переносе колоссальной энергии, накопляемой водными растениями и животными. Круговорот веществ при участии рыб осуществляется через ряд звеньев в цепи питания. А нам известно, что исключение из цепи целого звена ведет за собой серьезные последствия.
Какой вывод из этого можно сделать?
Учащиеся формулируют вывод о необходимости сохранения всех звеньев пищевой цепи в водных (и не только) сообществах.
Большой спрос на свежую рыбу вызвал во многих странах развитие промыслового рыбоводства. Некоторые виды рыб уже обращены в домашних животных, и человек разводит их в своем хозяйстве, подобно тому как он разводит на мясо свиней, гусей, уток или кроликов.
Организуется работа по § 45 «Прудовое и озерное рыбоводство». По итогам этой работы учащиеся выполняют тест «Рыбоводство».
К наиболее промысловым рыбам относятся:
а) лососевые и тресковые;
б) кистеперые и хрящевые;
в) осетровые и двоякодышащие.
Наиболее ценными промысловыми рыбами считаются:
а) тресковые; б) карпообразные; в) сельдевые; г) осетровые.
В России производят преимущественно карпа потому, что:
а) он живет только в проточных водах;
б) он неприхотлив в питании и плодовит;
в) карповодство не требует строительства прудовых хозяйств.
Полным прудовым хозяйством называется то, в котором есть:
а) нагульные и выростные пруды;
б) нагульные и нерестовые пруды;
в) зимовальные, нерестовые, выростные и нагульные пруды.
Наиболее глубоким должен быть пруд:
а) нерестовый; б) нагульный; в) зимовальный; г) выростной.
Наибольший ущерб рыбным запасам наносит:
а) акклиматизация;
б) строительство гидроэлектростанций;
в) лов рыбы сетями.
Анализ проведенной на уроке работы и подведение итогов деятельности Домашние задание
§ 43, работа с рисунками и вопросами после параграфа; подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по теме «Рыбы».
Изучение «Правил любительского рыболовства».
В чем вред недозволенных способов ловли?
Индивидуальное задание: сообщение «По страницам Красной книги. Редкие и исчезающие виды рыб (области, края, республики)».