Цель урока:
Учить последовательно излагать мысли
Развивать письменную речь, обогащать словарный запас
Воспитыватьлюбовь к животным, волю к жизни
ученик сможет
Определять микротемы в тексте
Составлять план текста
Последовательно излагать содержание текста
Тип урока
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Форма организации урока практическое занятие
Дидактическое обеспечение урока с.65 Дидактические материалы для 9 класса Исмагулова Б.Х., Саметова Ф.Т. АПВ
Ход урока
Орг. момент Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке. Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания подробного изложения. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях . – Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). – Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно). – Что должно быть отражено в изложении? основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем. – Что особенно важно при написании изложения? отобрать основное содержание текста; исключить второстепенное, выделить главное; соблюдать связность текста; заменить большие по объему предложения синонимичными. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры. Первичное знакомство с текстом: чтение текста учениками. Ослик Однажды осёл фермера провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осёл уже старый, а колодец нужно было закрывать в любом случае. Просто не стоило тратить усилий ради того, чтобы вытаскивать старого осла. Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись копать и забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял, к чему идёт дело, и начал издаватьстрашный крик. Затем ко всеобщему удивлению он притих.После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть, как там, внизу. Он был изумлён от того, что увидел. Каждый раз, как только земля падала на его спину, ослик проделывал что-то совершенно невероятное. Он встряхивался и становился поверх сброшенной земли. Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпленной земли. Очень скоро все удивились, когда увидели, что ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперёд как угорелый. Словарная работа: Не стоило тратить усилий – не стоит стараться Изумлён – сильно удивлён Встряхивался – сілкінді Как угорелый ө очень быстро Работа по содержанию: Что случилось с ослом фермера ? Какое решение принял фермер? Почему? Почему осёл стал издавать страшный крик? Чем был изумлён фермер? Можно ли по-другому назвать текст? Что вы поняли из этого текста?Чему учит этот рассказ? Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях. Составление плана Беседа по вопросам. – какова тема текста? – основная мысль? – определим количество микротем (абзацев) в тексте. – выделите в каждой микротеме основные факты и действия На сколько частей можно разделить текст? Как озаглавим каждую часть? Примерный план Решение фермера. Изумление фермера. Спасение. Чтение по плану и пересказ каждой части. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях. Работа над составлением текста изложения: продумать каждое предложение, прочитать каждую часть, откорректировать её, прочитать написанное полностью, после этого можно писать в тетрадях Подведение итогов (на данном и последующих уроках). |