Цель: Развивать умение складывать однозначные числа, получая число 16.
Закреплять мышление, речь, внимание.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске:
. .
. . .
– Посмотрите на лист. Что вы видите?
Мы сегодня на уроке эти точки «превратим» в замечательную фигуру. Для этого мы
должны выполнить все задания.
II. Устный счёт. Нумерация двузначных чисел.
На доске: 1283695
– Какое это число?
– Кто сумеет его прочитать?
– Из каких цифр оно состоит? (1, 2, 8, 3, 6,9,5)
– Составьте двузначные числа, в которых 1 десяток. (12, 18, 13, 16, 19, 15)
– Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка.)
Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.
III. Сообщение темы урока.
– Состав каких чисел мы уже с вами рассматривали? (11, 12, 13,14,15)
– Определите тему урока :
…+ … = 16
– Какие задачи мы поставили на уроке?
– Зачем надо знать состав чисел?
– А если ты забыл состав числа, какой приём нам поможет сосчитать?
(Дополнить 1-е слагаемое до 10, 2-е слагаемое разложим на части и прибавлять будем по частям)
IV. Состав числа 16.
– Давайте вспомним случай, как получить 16. Какой «узелок» мы используем? (-1, +1)
9 + 7 = 16
8 + 8 = 16
7 + 9 = 16
– Сколько случаев надо запомнить? Почему три?
– Давайте ещё раз проговорим состав числа 16.
Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
1). Повторим состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, составляя равенства по рисункам учебника (стр.41 № 1)
2). 8+8=16
– Что обозначает каждое число в равенстве?
(1 часть – 1 слагаемое, 2 часть – 2 слагаемое, целое – значение суммы)
– Какое обратное выражение составим?16-8=8
– Из целого числа 14 вычитаем 1-ю часть, получаем 2-ю часть.
3). У доски учащиеся составляют равенства и объясняют.
4). Работа в паре.
– Составление равенств по аналогии: 9 + 7, 8+ 8
5). Проверка.
6). Назвать выражения с ответом 16.
– Какие равенства составлены из одинаковых цифр?
7). Работа в тетради на печатной основе (с.17 № 42).
(С каждого ряда по 1 ученику пригласить к доске.)
– Как эти выражения записать одной записью?
Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-ой.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Работа по учебнику.
А)стр.42 №6 (решение на время)
1 вариант (1,3 столбик)
2 вариант (2,4 столбик)
– Состав каких чисел вам надо было вспомнить? (11, 12, 13, 14, 15)
– Назовите эти случаи.
Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-ой.
IX. Работа с геометрическим материалом.
– Какую фигуру получили? (Ломаную линию.)
– Что можете сказать о ломаной? ( Она состоит из 4 звеньев.)
– Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина которой равна
( Дети строят ломаную, затем называют свои варианты:
– Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 16.)
X. Подведение итогов урока.
– Посмотрите ещё на ломаную линию, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?
(Ломаная похожа на букву «М»)
– Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)
– Кто сегодня ни разу не ошибся в решении выражений, тот получает «5». Поставьте оценку в тетрадь на поля. Встаньте, кто получил «5». Ребята, давайте скажем им ещё раз: «Молодцы!»