Урок № 26. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СОГЛАСОВАННОЕ И НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Цели: углубить понятие об определении; развить умение различать определения, выраженные различными частями речи; дать понятие о несо гласованных определениях.
I . Словарный диктант (контроль) по упр. 144.
Словарная работа (выписать слова, с. 68-74).
П. Графический диктант.
Записать схемы диктуемых учителем предложений. Чем является в этих предложениях неопределенная форма глагола? В чем особенность вы ражения подлежащего в предложении № 1 ?
Ш. Новый материал.
1. Запись под диктовку.
‘ Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. А. Бунин Ученик, работающий у доски, расставляет знаки препинания, выде ляя грамматическую основу, объяснят орфограммы.
Стихотворение выразительно читается.
Что придает предложению образность, помогает живо представить картину осеннего леса? {Определения.)
Анализ материала для усвоения темы (упр. 156).
Чтение § 17 и ответы учащихся на вопросы:
Что называется определением?
Как отличить согласованное определение от несогласованного?
Какое определение (согласованное или несогласованное) выража ет более конкретный признак?
Чем выражаются определения?
IV. Тренировочные упражнения. Упр. 157,158.
V . Дополнительные задания для закрепления изученного.
1. Найдите в данных предложениях определения, выраженные неоп ределенной формой глагола. Сопоставление предложений поможет отличить эти определения от составного глагольного сказуемого.
/. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика. 2. Сбывалась мечта увидеть Москву. Я мог снова увидеть Москву. 3. Матери приходилось смотреть, чтобы ребенок не упал. У него была привычка при разговоре смотреть в лицо собеседнику. 4 У нашей молодежи сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.
2. Различению определения и дополнения поможет знание, что несо гласованное определение можно заменить согласованным (улицы города –
городские улицы). Если же такая замена невозможна, то надо выяснить,
к какому слову относится сомнительный член предложения. Дополнение,
как правило, относится к глаголу, реже к причастию или прилагательному,
выступающему в роли существительного. Если сомнительный член пред ложения стоит в родительном падеже и относится к отглагольному сущест вительному, то предпочтение отдается дополнению (например: открытие
Америки).
Разобрать по членам предложения.
/. На снегу виднелись следы лапок зайца. 2. Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах. 3. Ребята сооружали постройки из мокрого песка. 4. Добыча пищи была его основной заботой. 5. Дни рождения ребят отме чали в классе.
3. Синтаксический разбор предложений по вариантам:
) Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким Русь (С. Есенин).
2) Есть в светлости весенних вечеров умильная, таинственная прелесть (Ф. И. Тютчев).
VI . Задание на дом:
§ 17, упр. 160