Урок № 26. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СОГЛАСОВАННОЕ И НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

0
535
география

Урок № 26. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СОГЛАСОВАННОЕ И НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Цели: углубить понятие об определении; развить умение различать определения, выраженные различными частями речи; дать понятие о несо­ гласованных определениях.

I . Словарный диктант (контроль) по упр. 144.

Словарная работа (выписать слова, с. 68-74).

П. Графический диктант.

Записать схемы диктуемых учителем предложений. Чем является в этих предложениях неопределенная форма глагола? В чем особенность вы­ ражения подлежащего в предложении № 1 ?

Ш. Новый материал.

1. Запись под диктовку.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. А. Бунин Ученик, работающий у доски, расставляет знаки препинания, выде­ ляя грамматическую основу, объяснят орфограммы.

Стихотворение выразительно читается.

Что придает предложению образность, помогает живо представить картину осеннего леса? {Определения.)

Анализ материала для усвоения темы (упр. 156).

Чтение § 17 и ответы учащихся на вопросы:

Что называется определением?

Как отличить согласованное определение от несогласованного?

Какое определение (согласованное или несогласованное) выража­ ет более конкретный признак?

Чем выражаются определения?

IV. Тренировочные упражнения. Упр. 157,158.

V . Дополнительные задания для закрепления изученного.

1. Найдите в данных предложениях определения, выраженные неоп­ ределенной формой глагола. Сопоставление предложений поможет отли­чить эти определения от составного глагольного сказуемого.

/. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика. 2. Сбывалась мечта увидеть Москву. Я мог снова увидеть Москву. 3. Матери приходилось смотреть, чтобы ребенок не упал. У него была привычка при разговоре смотреть в лицо собеседнику. 4 У нашей молодежи сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.

2. Различению определения и дополнения поможет знание, что несо­ гласованное определение можно заменить согласованным (улицы города
городские улицы).
Если же такая замена невозможна, то надо выяснить,
к какому слову относится сомнительный член предложения. Дополнение,
как правило, относится к глаголу, реже к причастию или прилагательному,
выступающему в роли существительного. Если сомнительный член пред­ ложения стоит в родительном падеже и относится к отглагольному сущест вительному, то предпочтение отдается дополнению (например: открытие
Америки).

Разобрать по членам предложения.

/. На снегу виднелись следы лапок зайца. 2. Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах. 3. Ребята сооружали постройки из мокрого песка. 4. Добыча пищи была его основной заботой. 5. Дни рождения ребят отме­ чали в классе.

3. Синтаксический разбор предложений по вариантам:

) Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким Русь (С. Есенин).

2) Есть в светлости весенних вечеров умильная, таинственная пре­лесть (Ф. И. Тютчев).

VI . Задание на дом:

§ 17, упр. 160