Урок 26 ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЛИТВА», «АНГЕЛ», «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»

0
791
хакер

Урок 26 лирика м. ю. лермонтова. СТИХОТВОРЕНИя «МОЛИТВА», «аНГЕЛ», «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…»

Цели: познакомить (кратко) учащихся с лирикой поэта; развивать умение определять темы стихов, роль художественных средств; учить выразительности чтения, устному рисованию, «определять» состояние души поэта.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, устное рисование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии XIX в.: поэта и поэзии, природы, Родины, любви. Что в поэзии этого удивительного поэта близко вам? В чем неповторимость его поэтического голоса? Каковы тайны его поэзии? И почему так «мрачна» душа поэта?

Сколько вопросов! Но на некоторые из них мы сможем ответить уже в 7 классе.

2. Беседа по вопросам.

– Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова мы учили? («Тучи», «Утес», «Сосна», «Листок», «Три пальмы».)

– Какая тема их объединяет, почему эта тема постоянна в его лирике? (Тема одиночества. в детстве поэт чувствовал себя одиноким (мать умерла, когда ему было 3 года); по желанию бабушки он не виделся с отцом; стал взрослым, но чувство одиночества не покидало его. Царь и его окружение не любили его: они не могли простить ему жесткого, но правдивого высказывания о них в стихотворении «Смерть поэта», написанном в 1837 году сразу после смерти А. С. Пушкина. Вот строки из этого стихотворения:

А вы, надменные потомки,

Известной подлостью прославленных отцов.

………………………………………………………

Вы, жадною толпой стоящие у трона

Свободы, Гения и Славы палачи!

Как же можно забыть и простить эти строки!

Посещая петербургские салоны, он не скрывал свою независимость, презрение к светской толпе. Наблюдая за бездушными, лицемерными людьми из этой толпы, он забывался, и память возвращала его к недавней стороне, в детство. И что же вспоминалось ему?

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями;

В аллею темную всхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

(«Как часто пестрою толпою окружен».)

Мир природы и мир детства в сознании Лермонтова сливаются, они полны ясных, ярких и нежных красок. В мире природы возможны гармония, красота, любовь, сознание значительности жизни. Природа пробуждает желание жить, усмиряет тревогу души, рождает уверенность в возможность счастья на земле.

3. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива».

Задание. Прочитать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (I ч., с. 139).

1) Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

2) Устное рисование.

(Картина созревающего и желтеющего хлеба на поле, шум леса, спрятавшаяся «малиновая слива», душистая утренняя роса, приветливое покачивание ландыша, ворчание воды в холодном ключе, лепечущем «таинственную сагу (в смысле «сказание», «повествование»), – все это смиряет тревогу души, возвращает радость жизни, дает надежду на счастье на земле. И автор уверен, что Бог есть («в небесах я вижу Бога…), который не оставит в трудную минуту жизни.)

– Какие изменения произошли в поэтическом языке Лермонтова? (В лирике зрелых лет картины природы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений, в них (картинах) все просто, точно и экономно. Реже употребляются метафоры, метафорические сравнения. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова «говорит одно чувство (и это чувство любви, восхищения!). Чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения…».)

4. Анализ стихотворения «Молитва».

То же самое можно сказать и о поэтическом языке стихотворения «Молитва» (1839 год).

Задание.

1) Прочитать стихотворение (I ч., с. 138).

2) Устное рисование.

(Трудных минут жизни у Лермонтова было много. Он жаждал борьбы («Так жизнь скучна, когда боренья нет!», «Всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме». («Моя душа, я помню, с детских лет…», «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? («Я жить хочу! Хочу печали любви и счастию назло…»), он жаждал жизни, а жизнь, разумеется, приносила страдания.)

5. Анализ стихотворения «Ангел».

Задание. Вспомнить стихотворение «Парус».

(«А он, мятежный, просит бури…», хотя

«под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой».)

«Природа наделила его страстями». (И. Андроников.)

В три года он плакал на коленях у матери, когда она пела ему песню. И в память о рано ушедшей матери и о песне он написал своего «Ангела».

Задание.

1) Чтение стихотворения (I ч., с. 139).

2) Устное рисование.

(По полуночному небу летел Ангел и пел песню, которую слушали все. Он пел о райской жизни духов, о Боге, хвалил его, хвалил искренне. В объятиях Ангел нес «душу младую» на землю «для печали и слез». Звук песни запал в душу младую. Душа долго томилась на земле, потому что «скучные песни земли» не могли «звуков небес заменить».)

6. Работа с учебником.

Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях»
(с. 136–138).

Задание.

– Иван Бунин о Лермонтове.

– Поэт Мережковский (воспоминания).

Вывод. Поэзия Лермонтова освещала путь читателю, звала его к действию, передавала любовь поэта к Родине, к природе.

IV. Подведение итогов урока.

– Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове?

– Что мы называем стихотворением? К какому роду литературы вы отнесете стихи? Почему? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Лирическими стихотворениями называются потому, что в них отражаются мысли и чувства автора, вызванные какими-то событиями внешней или внутренней жизни, поэтому стихи относятся к лирическому роду литературы.)

– Какое из стихотворений, прочитанных сегодня на уроке, особенно заинтересовало вас, тронуло душу?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного стихотворения Лермонтова наизусть; произвести анализ этого стихотворения; читать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1, 2 гл.).