Цель урока: : сформировать представление об образовании видов движения вод: течений, вертикальных перемешиваний; с основными видами волн, причинами приливов и отливов. Продолжить развивать умения работать с контурными картами при обозначении течений.
Оборудование: таблица «Цунами». Карта полушарий.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Опрос
Задания на знание закономерностей, понятий
-Перечислите факторы, влияющие на соленость.
-В каких частях Средиземного моря соленость воды больше. в каких меньше? Почему?
-Назовите причины высокой солености воды в Красном море Задания на проверку умений
-Решите задачу. Сколько грамм соли в 1 т морской воды, если из 10 тонн воды получили
Фронтальный опрос
-Пока ребята собираются с мыслями, поработаем вместе.
На доске записаны в столбик слова:
Соленость
Промилле
Лед
Проценты
Морская вода
-Подберите соответствующие к ним определения, которые будет зачитывать ученик.
1) Тысячная часть любой величины. (Промилле)
2) Полярники используют в качестве питьевой воды.(Лед)
3) Количество соли, растворенной в воде. (Соленость)
Подведите итоги работы, выставляя оценки.
III. Изучение нового материала
-Сегодня мы поговорим о волнах, их происхождении и видах. Что такое волна?
-Нарисуйте себе в тетради карандашом волну.
-Сравните с рисунком в учебнике. чего не хватает на вашем рисунке?(Подписей «гребень», «подошва», «длина волны», «высота волны».)
-Подпишите.
-Своим словами дайте определения понятиям «гребень», «подошва», «длина волны». (Гребень- высшая точка волны, подошва- низкая точка волны, длина волны- расстояние между гребнями или подошвами, высота волны- расстояние между гребнем и подошвой.)
-Каково же происхождение волн? Проведем опыт: возьмем поддон, заполненный водой- это океан (море), что нужно сделать, чтобы появились волны? (Подуть.)
Учитель включает вентилятор. Наблюдают образовании ряби. Делают вывод о ветровом происхождении волн.
-Что можно сделать еще, чтобы появилось нарушение водной глади? (Стукнуть ладошкой.)
-так образуются барические волны из-за разности атмосферного давления.
-Как еще устроить беспокойство воды? (Покачать поддон.)
-Какое природное явление может вызвать такие волны? (Землетрясение.)
-Как называют такие волны?(Цунами.)
-С помощью учебника ответьте на вопросы: с какой скоростью движутся цунами? Почему они опасны?
Вопрос для любознательных:
-Если вода в волне колеблется вверх- вниз и горизонтального движения не происходит, почему тогда на берег, где находился Робинзон Крузо, выбросило сундук с плотницким материалом? (Из-за прибоя)
-А вот другой вид волн мы не записали. Послушаем сообщение и запишем термин и свойства волны.
Задание 2. Работа с контурной картой.
На контурной карте подписать теплые и холодные течения.
– Чем отличается образование волн от ветровых течений?(Постоянные ветры образуют течения)
– Где изображаются стоковые течения? Почему они образуются? (Они движутся вдоль береговой линии и не зависят от направления ветра).
– Гольфстрим у берегов Скандинавии имеет температуру + 4° С. Какое это течение?
– Канарское течение у берегов Африки +23° С, какое оно?
Если вокруг течения вода холоднее, значит оно теплое, а если окружающие воды теплее – значит холодное.
Сообщение учащегося
В некоторых районах океанах два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи прибрежные низины и два раза в сутки отступает от берега, и из воды «выныривают камни», обнажаются основания утесов и пляжи, а океан кое- где отступает от берега на 10-
Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии. А когда же линии, соединяющие эти небесные тела, образуют прямой угол, величина приливов минимальна.
-Прочтите в учебнике, где на Земле районы максимальных приливов?
4. Закрепление
-Что вам показалось самым удивительным на уроке7
Вопрос для эрудитов:
-Какой уровень воды во время приливов или отливов отмечает береговую линию?
Домашнее задание:
Г.: п. 36 – 37, вопросы 1-3 к.карта.
Дополнительный материал
Цунами
Причиной цунами является извержение вулканов и подводные землетрясения. Самым грандиозным цунами было, по- видимому, извержение вулкана на о. Кракатау, находящимся между о. Явой и Суматрой. 27 августа
Коварство цунами состоит в том, что, будучи в открытом океане ничтожными по высоте (30-
1 апреля
От Амутских островов волны длиной
Вопросы к тексту:
-С какой скоростью движется волна цунами? -Почему капитан корабля не заметил цунами?