Урок 26. Действительные и страдательные причастия

0
516
физика

Урок 26. Действительные и страдательные причастия

Цели: дать понятие о действительных и страдательных причас­ тиях; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объяснения учителя, конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких сочинений – описаний внеш­ ности.

II . Лингвистическая разминка

Послушаем описание внешности одно из литературных героев. Постарайтесь узнать его:

«…волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы ши­ рокие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел… тело приземистое, не­ уклюжее… Малый был неказистый…а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов… на вид было не более двенадцати лет».

(ЭтоПавлуша, геройрасказа КС. Тургенева «Бежинлуг».) Дополнительные вопросы:

Есть ли в этом описании причастия? (Всклокоченные, заща танных.)

Назовите диалектные и просторечные слова. (Замашной – диалектное слово (замашнаярубаха – из замашки, холстины) неказистый, портов – просторечия.)

Примечание: после того, как заданы дополнительные вопросы, прочитаем описание еще раз, медленно, чтобы ученики могли найти ответы в тексте, на слух.

III . Объяснение темы Действительные и страдательные
причастия»

Самостоятельные наблюдения учеников (‘§ 14, с. 38).

IV . Задания на усвоение материала

1. Определите вид причастия-действительное или страдатель­ ное, обоснуйте свое мнение: поднимаемый груз – поднимающий груз, видимый издали корабль -всёвидящий человек, построенный дом – строящий дом, надетый костюм надевающий костюм, обжигающий огонь – обжигаемый в печи, качаемая колыбель ка­ чающая колыбель.

2. Запишите в два столбика действительные и страдательные
причастия, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы:

исполнять (исполняющий – исполняемый), сооружать (сооружаю­ щий, сооружаемый), творить (творящий, творимый), облаивать (облаивающий – облаиваемый), изменять (изменяющий изменяе­ мый), освежать (освежающий — освежаемый).

Обратим внимание на то, что суффиксы действительных при­ частий содержат шипящие, суффиксы страдательных их не со­ держат.

3. Образуйте словосочетания с этими причастиями, обозначьте определяемые и зависимые слова.

V. Выполнение упражнений

Упражнение 83: комментированное письмо.

Упражнение 84: устный разбор, выполнение по вариантам, взаимопроверка.

Упражнение 86: развитие речи. Исправить речевые ошибки, записать верный вариант.

Домашнее задание

§ 14.

Упражнение 85.