Урок 26. Действительные и страдательные причастия
Цели: дать понятие о действительных и страдательных причас тиях; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объяснения учителя, конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение нескольких сочинений – описаний внеш ности.
II . Лингвистическая разминка
Послушаем описание внешности одно из литературных героев. Постарайтесь узнать его:
«…волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы ши рокие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел… тело приземистое, не уклюжее… Малый был неказистый…а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов… на вид было не более двенадцати лет».
(ЭтоПавлуша, геройрасказа КС. Тургенева «Бежинлуг».) Дополнительные вопросы:
Есть ли в этом описании причастия? (Всклокоченные, заща танных.)
Назовите диалектные и просторечные слова. (Замашной – диалектное слово (замашнаярубаха – из замашки, холстины) неказистый, портов – просторечия.)
Примечание: после того, как заданы дополнительные вопросы, прочитаем описание еще раз, медленно, чтобы ученики могли найти ответы в тексте, на слух.
III . Объяснение темы Действительные и страдательные
причастия»
Самостоятельные наблюдения учеников (‘§ 14, с. 38).
IV . Задания на усвоение материала
1. Определите вид причастия-действительное или страдатель ное, обоснуйте свое мнение: поднимаемый груз – поднимающий груз, видимый издали корабль -всёвидящий человек, построенный дом – строящий дом, надетый костюм – надевающий костюм, обжигающий огонь – обжигаемый в печи, качаемая колыбель – ка чающая колыбель.
2. Запишите в два столбика действительные и страдательные
причастия, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы:
исполнять (исполняющий – исполняемый), сооружать (сооружаю щий, сооружаемый), творить (творящий, творимый), облаивать (облаивающий – облаиваемый), изменять (изменяющий – изменяе мый), освежать (освежающий — освежаемый).
Обратим внимание на то, что суффиксы действительных при частий содержат шипящие, суффиксы страдательных их не со держат.
3. Образуйте словосочетания с этими причастиями, обозначьте определяемые и зависимые слова.
V. Выполнение упражнений
Упражнение 83: комментированное письмо.
Упражнение 84: устный разбор, выполнение по вариантам, взаимопроверка.
Упражнение 86: развитие речи. Исправить речевые ошибки, записать верный вариант.
Домашнее задание
§ 14.
Упражнение 85.