Цели: формировать первичные умения видеть конструкцию предмета; объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей; заготовки вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников; картон; иллюстрации с изображениями животных, загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете, что все предметы имеют свою форму, свое строение, научитесь делать аппликацию из геометрических фигур.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Все предметы, которые нас окружают, можно рассматривать как постройки. Они имеют различные формы и цвет.
– Рассмотрите иллюстрации животных, детских игрушек и др. Их можно воспринимать как постройку?
– На какую форму похожа пирамида, мяч, коробка для карандашей, нос, туловище, голова Буратино?
– Давайте рассмотрим зверушек. Из каких частей они состоят? Какую форму напоминают?
– Отгадайте загадки:
Длинный хобот, пасть с клыками, Глядишь – ласкается,
Ноги кажутся столбами, Дразнишь – кусается.
Как гора, огромен он. (Собака.)
Ты узнал, кто это?..
(Слон.)
– Рассмотрим этих животных на страницах нашего учебника.
2. Работа по учебнику.
– Откройте с. 84 учебника. Рассмотрите зверушек. Эти аппликации из бумаги сделали тоже первоклассники. Из каких геометрических фигур они состоят?(Слон: квадрат, овалы, треугольники; собака: треугольники, прямоугольники.)
– Для изготовления аппликаций потребовалось сразу несколько деталей из различных геометрических фигур.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого мы изобразим в нашей аппликации:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф.)
– Сегодня с помощью мастеров Изображения, Украшения и Постройки мы выполним аппликацию жирафа из различных геометрических фигур, а может быть, кто-то захочет сделать аппликацию другой зверушки. Это приветствуется.
Мы теперь все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Влево, вправо повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
IV. Инструкция по выполнению аппликации.
– Послушайте стихотворение:
Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал: «Смотри!
Еще нужны мне тридцать три».
– Почему так ответил жираф?
– Рассмотрите картинку. Из каких фигур состоит жираф? (Овал, прямоугольник, треугольник.)
– Вы поочередно приклеиваете детали – заготовки: ноги, туловище.
(Они подготовлены заранее.)
– Что есть на шее у жирафа? (Грива.)
– А как ее сделать, кто догадался?
– Возьмите заготовку – прямоугольник коричневого цвета. Надрежьте бумагу «лапшой» (показывает).
– Полоски закрутите. Получилась объемная грива у жирафа. Наклейте ее, а потом шею, чтобы спрятать излишки бумаги.
– Затем наклеиваем голову, уши, маленькие рога.
– Какой окрас у жирафа? (Пятнистый.)
– Это можно дорисовать или наклеить детали из разной формы. Аналогично поступим с глазами и носом. Из каких фигур они состоят? (Треугольник, круги.)
Аппликацию выполните на цветном картоне.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Технику аппликации из геометрических фигур.)
Вывод. Чтобы выполнить любое построение изображения, необходимо заготовить несколько простых геометрических форм.
3. Уборка рабочего места.