Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; закрепить понятие «графика», сущность светотени и передачу с помощью нее объема; развивать умения анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к животному миру, аккуратность.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (гуашь).
Литературный ряд: стихотворение В. Зубихина «Зайкина шуба».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. На прошлом уроке вы выполняли в карандаше рисунок домашнего животного, а сегодня продолжим его в цвете.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Я рисовала на прошлом уроке кролика. Вот послушайте такое стихотворение:
ЗАЙКИНА ШУБА
На опушке, возле дуба,
Шил себе зайчишка шубу.
Нитки прял паук на елке.
Ежик дал ему иголки.
Вышла шуба – глянуть любо!
Замечательная шуба!
Пляшет зайка у березы:
Не страшны ему морозы!
В. Зубихин
А вы нашли в книгах или сами, может быть, придумали стихотворения о своих нарисованных героях?
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами также говорили об интересном виде изобразительного искусства.
Как он называется?
Верно, графика. К графике, прежде всего, относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом – карандашом или пером и так далее. Рисунок при этом может выполняться на листе бумаги карандашом, резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение потом оттискивается на бумажный лист.
Особенно часто нам приходится встречаться с так называемой печатной графикой. Это плакаты, театральные афиши, почтовые марки. Художники выполняют оригиналы этих произведений, а затем их размножают типографским способом – печатают. Замечательное свойство печатной графики – массовость – делает ее важным средством агитации. Одним из распространенных видов графического рисунка является книжная иллюстрация, а иллюстрирование детской книги – одна из самых сложных его областей. Когда вы выполняете иллюстрацию к литературному произведению, то показываете, насколько хорошо вы его знаете, а иногда и оригинально это осмысливаете. Ведь многие из вас не просто воспроизводят в своих рисунках отдельные эпизоды, сцены из любимых книг или образы полюбившихся им героев, а начинают активно домысливать возможное развитие сюжета, выражать свое, подчас очень живое, взволнованное отношение к содержанию читаемой книги, к ее героям.
Перед вами рисунки животных, сделанные известными русскими художниками.
Определите, какие из них выполнены В. А. Серовым и какие В. А. Ватагиным.
Верно, вы хорошо запомнили творческие особенности выполнения рисунков этих художников.
Перед художниками всегда встает задача образного решения анималистического рисунка. Если внимательно приглядеться к каждому животному, то легко можно увидеть в нем определенный уже готовый образ. Гнев, страх, ярость, материнская ласка, любопытство, растерянность легко прослеживаются в поведении многих зверей и птиц, у обезьян.
Замечательный художник-анималист В. А. Ватагин, говоря о создании образа в анималистическом искусстве, пишет: «Кроме внешней стороны, я всегда искал в этюде и старался выразить характер, присущий данному зверю или птице, передать его индивидуальность, его эмоциональное состояние, в конце концов, создать портрет животного, именно портрет как индивидуальный образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Всякий, кто наблюдал животных, имел с ними дело, кто с добрым вниманием относится к ним, тот знает, как разнообразны и сложны их переживания, как разнообразны их эмоции, как выразительны их чувства радости или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства». Ватагин сам стремился воплотить свои слова в реальность, находя в самой жизни, натуре выражение нежности, сосредоточенности, степенности, суровости, тоски.
V. Работа над новым материалом.
А почему художникам-анималистам так тяжело выполнять рисунки?
Верно, рисование живых животных с натуры представляет собой много сложностей. Во-первых, в наше время в городе животные в основном находятся в зоопарке (причем в крупных городах), что очень неудобно с точки зрения учебного рисования.
Во-вторых, животные очень подвижны и их трудно, подчас невозможно, изображать с одной, фиксированной точки зрения. Поэтому и В. Серов, и В. Ватагин обычно ограничивались, как и все анималисты, выполнением быстрых набросков и зарисовок с натуры живых зверей, птиц, рыб, домашних животных. А выполнение же длительных работ ведется обычно с чучел животных.
В любом случае, ведется ли рисунок с живого животного или с его чучела, надо знать хотя бы основное его анатомо-конструктивное строение, то есть строение скелета и расположение мускулатуры.
Изображение по памяти и представлению животных в цвете.
Рассмотрим животных, нарисованных вами на прошлом уроке.
Какие ошибки в передаче пропорций вы совершили?
Какие позы наиболее характерны для изображенных животных?
Художники в зависимости от поставленных задач, характера формы животного, его шерстяного покрова и оперения выбирают не только определенную изобразительную технику, но и способ выполнения быстрого рисунка.
В изобразительном искусстве используются широко следующие способы быстрого рисования:
– одними линиями;
– линиями с одновременной проработкой наброска штрихами;
– выполнение наброска с применением элементов схемы построения;
– выполнение наброска тоном, «пятном».
VI. Анализ цветовой окраски кролика.
Каков кролик по цвету?
А какие еще цвета можно взять для выполнения кролика в цвете?
Как с помощью цвета передать объем животного?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах (см. Приложение).
1. Цветовая проработка рисунка начинается с нанесения общего цвета животного. Поскольку мы изображаем животных без фона, следует найти на палитре красочную смесь, которая была бы такой же, как и цвет животного. Легким прозрачным красочным слоем, вливая цвет в цвет «по сырому», закрашиваю весь силуэт кролика с расчетом на дальнейшие прописки.
2. Выполняю цветом участки, которые расположены в тени (собственную тень, полутень). Обращаю особое внимание на окраску таких частей тела, как спина, подбрюшье, грудь, голова, конечности, хвост.
3. Теперь надо усилить цвет, уточнить и конкретизировать цветом форму и объем отдельных участков фигуры животного, изгибы и повороты шеи, спины. При этом продолжаю уточнять форму тела и цвет окраски волосяного покрова животного. Лепку формы цветом выполняю с применением мазка по форме. Такая техника живописи придаст работе энергичность и выразительность.
4. Большое внимание уделяется передаче фактуры шерстяного покрова животного, оперения животного, их направлению и распределению. Для этого отдельными мазками тонкой кистью передаю направление шерсти на отдельных участках животного, стараюсь с помощью мазков передать мягкость и пушистость кролика. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполняя в цвете самостоятельно рисунок вашего домашнего животного, постарайтесь передать через подбор красок и характер мазка образ вашего любимца. Помните: чтобы научиться создавать убедительные образы птиц, животных, хищников и травоядных представителей животного мира с яркой или покровительственной окраской оперения и волосяного покрова, в движении или состоянии покоя, нужно, прежде всего, проникнуться чувством любви к этим удивительным созданиям природы, восхититься ими.
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. На доске представлены лучшие работы. Эти рисунки отличаются тем, что здесь убедительно переданы образы домашних животных.
2. Обобщение изученного материала.
Какой вид изобразительного искусства называют графикой?
К графике относятся те произведения, в которых изображение создается при помощи линии. Она остается карандашом на листе бумаги или резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение потом оттискивается на бумажный лист.