Цели: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетенным, к тяжелым условиям их труда; закрепить в сознании детей мысль о невозможности насилия одного человека над другим.
Эпиграф:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Н. А. Некрасов
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве поэта.
В детстве Коля Некрасов был впечатлительным мальчиком с нежной, чуткой душой.
Чудесные качества души он унаследовал от своей матери, Елены Андреевны Закревской, женщины доброй и мечтательной.
Отец, Алексей Сергеевич Некрасов, офицер-пехотинец, человек суровый, деспотичный.
Из своего детства мальчик вынес не самые радостные впечатления. Однако лучшие из них были связаны с образом матери.
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах –
такой запомнилась поэту его мать.
Эта женщина учила своих детей добру и красоте, знакомила с произведениями известных писателей и прививала любовь к русской классической литературе, защищала, как могла, от отца-тирана.
Помещик-самодур Некрасов имел обыкновение напиваться, а затем издеваться над женой, детьми, крепостными. Заставлял старшего сына (Николая) присутствовать при наказании крепостных крестьян, желая, видимо, воспитать подобного себе деспотичного помещика.
Отец ошибся! Сын стал ярым противником угнетения подневольных людей.
Недалеко от Грешнева, родового имения Некрасовых, проходил Сибирский тракт. Бывая там, будущий поэт часто наблюдал за закованными в кандалы каторжанами, прислушивался к рассказам о тяжелой жизни простых людей.
На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эти тяжелые картины позже легли в основу сюжета стихотворения «На Волге», написанного в 1860 г.
Вступительное слово о писателе по усмотрению учителя можно заменить на чтение статьи в учебнике.
II. Работа над репродукцией картины художника И. Репина «Бурлаки на Волге».
1. Словарная работа.
Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда; южн. неженатый, холостой, одинокий, бездомок, шатун, побродяга; буйный, своевольный, грубый, дикий. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за подмочку товара; затем лоцман (человек, знающий дно реки); дядя, он же букатник, правящий судном, «шишка», передовой в лямке, и двое косных, в хвосту, кои обязаны лазить на дерево, мачту, а при тяге ссаривать бичеву. Коренные бурлаки – взятые на всю путину (период работы), с задатком; добавочные – взятые временно, где понадобится, без сроку и без задатков*.
2. Учитель поясняет учащимся, кто изображен на картине. Следует также пояснить, что каждый из участников этой работы тянет свою лямку, от которой отходит крепкая часть веревки, вплетаемая в основной канат, закрепленный на барже. Таким образом, группа людей, двигаясь по берегу, тянет баржу по воде. Ответственный человек, стоя на лодке, рулем направляет ее движение по реке. В этом заключается труд бурлака.
Илья Ефимович Репин (художник), создавая свою картину, не знал стихотворения Н. А. Некрасова.
На картине видно, как затруднено движение бурлаков: ноги утопают во влажном береговом песке, фигуры наклонены вперед, лица угрюмы. Создается впечатление, что люди противостоят напору реки. Один из них поднес руку ко лбу, чтобы стереть пот. Руки, натруженные от работы, отекшие, опущены вниз. Но все же это физически сильные мужчины, могучие
люди.
Художнику удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста.
3. Анализ картины по вопросам:
1) Какими вы увидели бурлаков?
2) С каким настроением выполняют люди свою работу?
3) Как вы думаете, что заставило этих мужчин наняться на такую тяжелую работу?
4) Почему художник на первый план картины выносит фигуры физически развитых бурлаков, а на заднем плане оставляет тяжело нагруженную баржу?
III. Чтение учителем стихотворения.
Словарная работа ведется при анализе произведения.
Вопросы:
1. О чем поэт рассказывает в первой строфе?
2. Поясните слова:
О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
3. Найдите во 2-й строфе слова, характеризующие реку.
4. Что привлекло внимание поэта? (3-я строфа.)
5. Какими предстали бурлаки взору поэта?
6. Что и чему противопоставляется в 4-й строфе?
7. Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.)
8. Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?
9. Как теперь Некрасов называет великую Волгу? Каково его отношение к реке после увиденного?
10. К какому выводу приходит поэт в конце стихотворения?
IV. Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Н. А. Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную. Он с детства впитал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии. При чтении произведения Некрасова укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком.
И художник, и поэт смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение. Подготовить рассказ о поэте.