Урок 25 ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

0
833
информатика в школе

Эпиграф к уроку:

Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия част­ных лиц, но они нередко беднеют в ре­зультате расточительности и неблагора­зумия государственной власти.

А. Смит

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о роли госу­дарства в развитии экономики.

Учащиеся должны знать, что:

1) государство в странах с рыночной экономикой выполняет важные функции;

2) решать свои экономические задачи государство может раз­личными средствами;

3) налоги являются главными источником средств для государ­ства;

4) государственный бюджет – важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) экономические задачи государства;

2) государственный бюджет;

3) налоговая система;

4) государственный долг;

5) налог;

6) прямой налог;

7) косвенный налог;

8) бюджет;

9) статьи дохода;

10)статьи расхода;

11)дефицит бюджета;

12)облигация.

Учащиеся должны уметь:

1) приводить примеры общественных благ;

2) аргументировать свои ответы;

3) объяснять смысл основных понятий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Опрос.

1. Производство – это…:

а) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;

б) процесс включения работника в трудовые отношения по по­воду создания продукта;

в) деятельность людей на предприятиях, создающая материаль­ные блага.

2. К какому понятию относится это определение: «Скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактуры к машинному производству»?

а) к понятию «научно-технический прогресс»;

б) к понятию «революция»;

в) к понятию «промышленный переворот».

3. Товар – это..:

а) все, что продается на рынке;

б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи;

в) вещь, обладающая высоким качеством.

4. Что в переводе с греческого означает слово «экономика»?

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) организация хозяйства по территориальному признаку;

в) рациональное распределение ограниченных благ.

5. Инфляция – это..:

а) повышение общего уровня цен;

б) падение Ценности или покупательной способности денег;

в) рост стоимости жизни.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Зачем экономике государство?

2. Налоговая система.

3. Государственный бюджет.

1. Вопросы классу:

– Как вы думаете, какую роль играет или должно играть госу­дарство для развития экономики?

В XX веке государство стало частью самой хозяйственной сис­темы.

– Как вы думаете, те функции правительства, которые были оп­ределены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

Функции правительства по А. Смиту:

1) обеспечение национальной обороны;

2) отправление правосудия;

3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4) сбор налогов для оплаты нужд государства.

2. Слово учителя.

В любой стране, при любой общественно-политической и соци­ально-экономической системе экономика управляется государст­вом в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство го­сударства в управление экономикой проявляется более значительно в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, централизованного распределения денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах со свободной рыночной экономикой вмешательство государства меньше и проявляется в виде законодательных запре­тов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, го­сударственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуще­ствления государственных социальных и экономических программ.

Право собственности обеспечивает относительную независи­мость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики может быть на­правлено как на ограничение нежелательных для общества видов экономической деятельности, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства.

Главная цель государственного регулирования экономики – со­блюдение интересов государства, общества, социально незащи­щенных слоев населения.

4. Групповая работа.

– Для изучения вопросов о налоговой системе и государствен­ном бюджете прочитайте материал учебника на с. 116-118 и 120.

1- я группа – налоговая система (составить схемы и подгото­вить объяснение для другой группы).

2- я группа – государственный бюджет (составить схемы и объяснить другой группе).

3- я группа – прочитать и проанализировать высказывания мыслителей.

III. Закрепление.

Вопросы.

1. Три слова «принуждение», «побуждение», «убеждение» име­ют самое непосредственное отношение к управлению экономикой и экономическими объектами, имея в виду воздействия на людей, ра­ботников, трудовые коллективы.

Различаете ли вы методы управления, основанные на принуж­дении, побуждении, убеждении? Что такое экономическое стиму­лирование, в чем его суть?

2. Многие считают, что экономикой управляет только государ­ство в лице правительства и других государственных органов. В действительности это не так. Наряду с государственными органами власти экономикой управляют местные органы власти, админист­рация предприятий и в различной мере каждый человек. Но несо­мненно, что государственному управлению экономикой принадле­жит огромная роль. Каким же образом государство управляет эко­номикой, регулирует социально-экономические процессы? Что та­кое централизация управления, в чем она проявляется? Способны ли вы назвать принципиальные различия между государственным управлением экономикой в странах с рыночной и централизован­ной системой ведения хозяйства?

1. Экономикой, экономическими объектами и процессами кон­кретно управляют определенные организации, именуемые органа­ми управления. Что вам известно о государственных, республикан­ских, городских, областных, районных органах управления эконо­микой? Знаете ли вы, какие функции управления выполняют министерства и ведомства? И еще более общий вопрос: как разде­лена экономическая власть между законодательными, исполни­тельными, судебными органами? Что такое организационная структура управления, чем различаются органы управления и их функции на разных уровнях системы управления экономикой?

Домашнее задание: § 20.