Цели: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать конструктивную фантазию и наблюдательность.
Оборудование: пластилин или цветная бумага; ножницы; клей; описание сказочного города из литературного произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы побываете в роли архитекторов. А кто такие архитекторы?
Архитектор – специалист по сооружению зданий.
– Вы пофантазируете и построите город из пластилина.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите иллюстрацию с изображением города. Что вы видите на картинке? Какие дома в городе?
– Одинаковые ли они? Опишите их форму, цвет и другие признаки.
– Какие еще постройки вы видите?
– Послушайте описание Солнечного города из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Круглые поля скоро кончились, и по сторонам дороги стали попадаться дома. Они были маленькие, не больше двух этажей, но очень красивые: с высокими остроконечными крышами, окрашенными в яркие цвета, с верандами, с террасками, с балкончиками и затейливыми башенками на крышах. Во дворах были устроены беседки и цвели всевозможные цветы. Чем дальше ехали путешественники, тем чаще попадались дома. Шоссе незаметным образом превратилось в широкую городскую улицу. Дома по сторонам становились все выше. Машины двигались непрерывным потоком.
По обеим сторонам улицы стояли многоэтажные дома, которые поражали своей красотой. Стены домов были украшены затейливыми узорами, а наверху под крышами были большие картины, нарисованные яркими разноцветными красками. На многих домах стояли фигуры различных зверей, вытесанные из камня. Такие же фигуры были внизу у подъездов домов.
По тротуару двигались толпы гуляющих малышей и малышек. Слышались смех и шутки. Откуда-то доносилась музыка».
– Что понравилось вам в Солнечном городе?
– Захотелось ли вам побывать в таком городе?
– Опишите дома Солнечного города: величину, форму, цвет и др.
– Какое настроение возникло у вас после того, как услышали описание Солнечного города.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 80–81. Посмотрите, как можно сделать домики. Из чего они сделаны? (Из бумаги, из пластилина.)
– Можно сделать из бумаги, из коробочек, а можно слепить из пластилина.
– Обратите внимание на домики из пластилина. Какой они формы, в виде чего они сделаны? (Форма цилиндра, овала, сделаны в виде грибов, бочонков и др.)
– Это детские работы. Какие цвета выбирали дети? Почему? (Если дом в виде грибочка, то весь дом коричневый, а шляпка-крыша красная или пятнистая.)
– Какие детали еще слепили дети? (Ступеньки, окна, труба, столики, скамейки.)
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так: (Наклоны то к одному,
Тик-так. то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час: (Раскачиваются
Тик-так, тик-так, тик-так. в такт маятника.)
Налево – раз, направо – раз, (Наклоны головы к правому
Мы можем тоже так. и левому плечу.)
Ноги вместе, руки на поясе –
Тик-так, тик-так.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Инструктаж по выполнению работы.
– Чтобы построить город из пластилина, вам необходимо работать сегодня не по одному, а в группах.
– У каждой группы свои идеи, свои архитектурные задумки.
– Подумайте, какой город будет у вас, какие дома вы хотите видеть в своем городе, что еще, кроме домов, вы хотите построить.
– Возьмите коробку из-под конфет – это будет территория вашего города.
– Разомните пластилин, придайте ему форму ваших будущих домов: округлую, овальную, в виде цилиндра, квадратную (показывает).
– Пофантазируйте и придумайте интересные детали к вашим домам.
– А может быть, рядом с домом вы расположите парк, в котором могут быть деревья, скамейки и другое.
– Раскатайте пластилин на специальной дощечке, руки после работы вытирайте сухой тряпочкой.
2. Самостоятельная работа.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– У каждой группы получились свои города. Придумайте им названия.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Кто такие архитекторы, из чего можно построить город).
– Чему учились на уроке? (Быть архитекторами, придумывать и строить город из пластилина.)
3. Уборка рабочего места.