Урок 24. Конституция – основной закон страны

0
88

Цели: рассмотреть особенности основного закона государ­ства — конституции; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Основные понятия: право, закон, договор, преступление, юри­дическая ответственность.

Оборудование: учебник, Конституция РФ.

План изучения нового материала

1. Что такое конституция?

2. Конституция Российской Федерации (работа с источником).

3. Государственное устройство России.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодняшний урок посвящен ответу на вопрос «Что такое Кон­ституция?». Нам предстоит познакомиться с Конституцией РФ. (Учитель начинает урок с интересного факта (с. 118 учебника).)

II. Актуализация знаний

Что такое право? (Система взаимосвязанных юридических норм, которые являются обязательными для всех.)

Что такое закон? (Важный юридический документ. Правила, записанные в нем, обязательны для исполнения.)

Что такое договор? (Это соглашение людей, их объединений, которое имеет юридические последствия.)

Что такое юридическая ответственность? (Обязанностьлю­дей отвечать за то, что они сделали.)

Что такое преступление ?(Самые опасные поступки, которые может совершить человек.)

III. Изучение новой темы

Учащимся предлагается в тетрадях начертить таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Необходимо заполнить первую и вторую колонки таблицы. Колонка «Узнал» заполняется тогда, когда учащиеся в полном объеме познакомятся с содержанием новой темы.

Учитель организует работу по таблице, делая акцент на то, что учащиеся хотели бы узнать.

IV. Слово учителя

Конституция — это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

В отличие от остальных законов конституция:

• является актом основополагающего характера;

• служит базой для других законов;

• обладает высшей юридической силой;

• отличается стабильностью, ибо закрепляет основы государ­ственного строя;

• характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Первая письменно зафиксированная конституция была при­нята в США в 1787 г. История знает различные способы приня­тия конституций: конституционным собранием (США), учреди­тельным собранием (Италия), референдумом (Россия), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1880 г.).

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции РФ состоит из вводной части, в которой излагаются цели и задачи Конституции, а так­же мотивы и условия ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей.

V. Изучение структуры Конституции РФ

(Учащиеся изучают структуру Конституции РФ и записывают в тетрадь краткое содержание глав.)

Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая — права и свободы человека и гражданина, третья — фе­деративное устройство государства, четвертая — правовой статус Президента РФ, пятая — правовой статус и компетенцию палат Федерального собрания РФ, шестая — порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства РФ, седьмая — принципы осуществления правосудия, место и роль су­дов в системе органов государственной власти, восьмая — основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвяще­на порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок.

VI. Работа с учебником

1. Прочитать пункт «Государственное устройство России», с. 120-121.

2. Составить схему «Государственное устройство России».

V. Лекция

Конституция США: структура и особенности

Каждый год 4 июля американская нация празднует свое рож­дение как независимой нации салютом и традиционными пик­никами. Когда первое в истории празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед проблемой со­хранения этой независимости. Они прошли через революционную войну и объединение тринадцати независимых государств в одну функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя многие из тех, кто работал на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем Конституционного Конвента обсудить укреп­ление национальной системы правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую федеральную конституцию.

Новая конституция основывалась на трех источниках. Во- первых, на идеях французского Просвещения XVII! в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских тра­дициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое воплощение в теориях Гоббса и Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских ко­лоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других отцов-основателей.

Имея столь солидную теоретическую базу, конституция не явилась сухим документом, понятным лишь избранным поли­тикам, напротив, она сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей, конституция существует прежде всего для народа, а уже потом — для правительства, испол­нителя воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью по­строения, лаконизмом, лишена излишней детализации. Она со­стоит из семи статей, разделенных на части (разделы).

Первые три статьи устанавливают формы власти: законода­тельной (конгресс, состоящий из сената и палаты представите­лей), исполнительной (президент) и судебной (Верховный суд).

Статья 4 определяет отношения между штатами, а также ме­жду штатами и федеральным правительством.

Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль конституции как высшего закона страны.

Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в конституцию, а статья 7 — порядок вступления конституции в силу после ее ратификации 9 штатами, т. е. 3/4 от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в Конвенте Род-

Айленда). В 1791 г. конституцию дополнил «Билль о правах» (1 — 10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.

Анализ содержания конституции позволяет выделить следу­ющие принципы, определяющие политический строй и систему государственной власти США:

• верховенство власти народа и закона;

• гарантии прав и свобод человека;

• разделение властей, система сдержек и противовесов;

• федерализм;

• возможность изменения и дополнения конституции — вне­сения поправок.

VI. Подведение итогов урока

Учащиеся завершают заполнение таблицы.

Домашнее задание

Прочитатьс. 117—122. Практикум.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь