Урок 23
«Евгений Онегин» – самое задушевное
произведение А. С. Пушкина» (В. Г. Белинский)
(Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Творческая история романа. Своеобразие жанра.
Онегинская строфа»)
Цели: рассказать учащимся о творческой истории романа; ввести в атмосферу пушкинского романа, помочь почувствовать его красоту и поэтическое обаяние; познакомить с главными героями; дать представление об особой форме стихотворной строфы («онегинской строфе»).
Ход урока
Эпиграф к уроку:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
I. Рассказ учителя о творческой истории романа.
4 ноября 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». «Евгений Онегин» – роман в стихах, где каждый образ, каждое слово значительны и глубоки.
Пушкин начал работать над «Евгением Онегиным» в Кишиневе 9 мая 1823 года; закончил роман в Болдине 25 сентября 1830 года.
Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней трудился поэт над романом.
«Кривые толки, шум и брань…» – вот чего ждал поэт от своего романа. И действительно, вокруг появляющихся глав шла острая полемика.
Вот план полного издания «Евгения Онегина». (План составлен Пушкиным.)
Онегин
Часть 1. Предисловие
1-я песнь (глава). Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.
2-я песнь (глава). Поэт. Одесса. 1824 г.
3-я песнь (глава). Барышня. Одесса, Михайловское. 1824 г.
Часть 2
4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г.
5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825 г., 1826 г.
6-я песнь. Поединок. Михайловское. 1826 г.
Часть 3
7-я песнь. Москва. Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.
8-я песнь. Странствие. Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.
9-я песнь. Большой свет. Болдино. 1830 г.
Примечания Пушкина
1823 г. 9 мая, в Кишиневе.
1830 г. 25 сентября, в Болдине.
В тексте романа нет деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место написания каждой главы.
В окончательном варианте отсутствует глава 8 о странствии Онегина. Пушкин признается, что «выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… по причинам, важным для него, а не для публики».
Пушкин написал и главу 10, но сжег ее в октябре 1830 г. (Исследователи творчества Пушкина говорят, что в десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов. Онегин должен был сыграть какую-то роль в восстании.)
Какова дальнейшая судьба главного героя? По воспоминаниям М. В. Юзефовича, «Онегин должен или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».
Действие романа развивается с 1819 по 1825 г.
II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.
Эту работу можно поручить учащимся выполнить дома.
III. Чтение главы 1, комментирование.
Главный герой главы 1 – Евгений Онегин, но рядом с ним стоит как второй главный герой – автор. В повествовательных строфах Пушкин рассказывает о жизни своего героя, его взглядах и привычках. В лирических строфах говорит о себе, высказывает свои мысли, чувства. Сочетание лирических и повествовательных элементов – характерная черта стиля романа.
Какова роль первой главы в развитии сюжета, в композиции произведения? По выражению Пушкина, это «быстрое введение» (экспозиция и предыстория главного героя.)
IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.
Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.
Например, глава 1 (21 строфа).
Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; |
а б а б |
|
Все ярусы окинул Все видел: лицами, Ужасно недоволен С мужчинами со всех |
в в г г |
|
Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился – и зевнул, И молвил: «Всех пора на смену; |
д е е д |
|
Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел». |
ж ж |
Получаем следующую схему:
строки: 1–4: а – б – а – б – перекрестные рифмы,
5–8: в – в – г – г – смежные рифмы,
9–12: д – е – е – д – опоясывающие рифмы,
13–14: ж – ж – смежные рифмы.
Разработанная Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название «онегинской строфы».
Подсчитаем количество слогов.
Строки: 1–4: 9 – 8 – 9 – 8
5–8: 9 – 9 – 8 – 8
9–12: 9 – 8 – 8 – 9
13–14: 8 – 8
Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.
Если учесть, что в романе 389 строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой огромный объем работы проделал поэт!
(В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина.)
Домашнее задание.
1. Чтение глав 1 и 2.
2. Ответить на вопросы по главе 1:
1) Что вы узнали об Онегине из главы 1?
2) Для кого Онегин «молодой повеса», а для кого «добрый мой приятель»?
3) Какую роль играли литература и театр в жизни молодых людей того времени?
4) Что значит театр для Онегина?
5) Расскажите о поведении Онегина в театре; на балу.
6) Что говорит Пушкин о своей дружбе с Онегиным? Что их объединяет? Что у них различно?
3. Вопросы к главе 2:
1) Где происходит действие? Как обрисована деревня?
2) Что сделал Онегин для крестьян? С какой целью?
3) Как развивается сюжетная линия Онегин – Ленский?
4) Какими предстают перед читателями сестры Ларины? Какова роль главы 2 в развитии сюжета?