Урок 23 «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» – САМОЕ ЗАДУШЕВНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ А. С. ПУШКИНА» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ) (РОМАН А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТВОРЧЕСКАЯ

0
827
физика

Урок 23
«Евгений Онегин» – самое задушевное
произведение А. С. Пушкина» (В. Г. Белинский)
(Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Творческая история романа. Своеобразие жанра.
Онегинская строфа»)

Цели: рассказать учащимся о творческой истории романа; ввести в атмосферу пушкинского романа, помочь почувствовать его красоту и поэтическое обаяние; познакомить с главными героями; дать представление об особой форме стихотворной строфы («онегинской строфе»).

Ход урока

Эпиграф к уроку:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

I. Рассказ учителя о творческой истории романа.

4 ноября 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». «Евгений Онегин» – роман в стихах, где каждый образ, каждое слово значительны и глубоки.

Пушкин начал работать над «Евгением Онегиным» в Кишиневе 9 мая 1823 года; закончил роман в Болдине 25 сентября 1830 года.

Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней трудился поэт над романом.

«Кривые толки, шум и брань…» – вот чего ждал поэт от своего романа. И действительно, вокруг появляющихся глав шла острая полемика.

Вот план полного издания «Евгения Онегина». (План составлен Пушкиным.)

Онегин

Часть 1. Предисловие

1-я песнь (глава). Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.

2-я песнь (глава). Поэт. Одесса. 1824 г.

3-я песнь (глава). Барышня. Одесса, Михайловское. 1824 г.

Часть 2

4-я песнь. Деревня. Михайловское. 1825 г.

5-я песнь. Именины. Михайловское. 1825 г., 1826 г.

6-я песнь. Поединок. Михайловское. 1826 г.

Часть 3

7-я песнь. Москва. Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.

8-я песнь. Странствие. Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.

9-я песнь. Большой свет. Болдино. 1830 г.

Примечания Пушкина

1823 г. 9 мая, в Кишиневе.

1830 г. 25 сентября, в Болдине.

В тексте романа нет деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место написания каждой главы.

В окончательном варианте отсутствует глава 8 о странствии Онегина. Пушкин признается, что «выпустил из своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по России… по причинам, важным для него, а не для публики».

Пушкин написал и главу 10, но сжег ее в октябре 1830 г. (Исследователи творчества Пушкина говорят, что в десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов. Онегин должен был сыграть какую-то роль в восстании.)

Какова дальнейшая судьба главного героя? По воспоминаниям М. В. Юзефовича, «Онегин должен или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Действие романа развивается с 1819 по 1825 г.

II. Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление названий глав и эпиграфов к ним.

Эту работу можно поручить учащимся выполнить дома.

III. Чтение главы 1, комментирование.

Главный герой главы 1 – Евгений Онегин, но рядом с ним стоит как второй главный герой – автор. В повествовательных строфах Пушкин рассказывает о жизни своего героя, его взглядах и привычках. В лирических строфах говорит о себе, высказывает свои мысли, чувства. Сочетание лирических и повествовательных элементов – характерная черта стиля романа.

Какова роль первой главы в развитии сюжета, в композиции произведения? По выражению Пушкина, это «быстрое введение» (экспозиция и предыстория главного героя.)

IV. Знакомство с «онегинской строфой».

Состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.

Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.

Например, глава 1 (21 строфа).

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

а

б

а

б

Все ярусы окинул

Все видел: лицами,

Ужасно недоволен

С мужчинами со всех

в

в

г

г

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

д

е

е

д

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

ж

ж

Получаем следующую схему:

строки: 1–4: а – б – а – б – перекрестные рифмы,

5–8: в – в – г – г – смежные рифмы,

9–12: д – е – е – д – опоясывающие рифмы,

13–14: ж – ж – смежные рифмы.

Разработанная Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название «онегинской строфы».

Подсчитаем количество слогов.

Строки: 1–4: 9 – 8 – 9 – 8

5–8: 9 – 9 – 8 – 8

9–12: 9 – 8 – 8 – 9

13–14: 8 – 8

Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.

Если учесть, что в романе 389 строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой огромный объем работы проделал поэт!

(В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина.)

Домашнее задание.

1. Чтение глав 1 и 2.

2. Ответить на вопросы по главе 1:

1) Что вы узнали об Онегине из главы 1?

2) Для кого Онегин «молодой повеса», а для кого «добрый мой приятель»?

3) Какую роль играли литература и театр в жизни молодых людей того времени?

4) Что значит театр для Онегина?

5) Расскажите о поведении Онегина в театре; на балу.

6) Что говорит Пушкин о своей дружбе с Онегиным? Что их объединяет? Что у них различно?

3. Вопросы к главе 2:

1) Где происходит действие? Как обрисована деревня?

2) Что сделал Онегин для крестьян? С какой целью?

3) Как развивается сюжетная линия Онегин – Ленский?

4) Какими предстают перед читателями сестры Ларины? Какова роль главы 2 в развитии сюжета?

поурочный план, 10 класс, русская литература