Урок 23 «безумный по всему…» (анализ III действия)
Цели: проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть трех отрывков (монологов): монолог Чацкого «А судьи кто?», монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновой…».
II. Работа по теме урока.
1. Работа над текстом комедии.
Беседа по прочитанному.
– Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? («Пусть я посватаюсь…».)
– В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи).
– Как встречает его Софья?
– Что отталкивает ее от Чацкого?
– В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте. Каких достоинств он не находит в нем?
– Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)
– Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?
– Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I, явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. II, явл. 2), – предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, сентиментальность, ханжество – приближают героиню к «веку минувшему».).
– Проследив диалог Чацкого и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?
– Каким видится вам Молчалин? (Молчалин – «деловой», по выражению Фамусова, человек, представитель нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)
– С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?
– Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, – опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)
– Появляются Тугоуховские. Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?
– Что представляет собой «графиня внучка» Хрюмина?
– Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?
– С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это нарочно?
– Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?
– Почему все подхватывают сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие.)
– Где, по-вашему, кульминационный момент произведения? (Столкновение Чацкого с «больным» обществом. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России…)
– В чем вы видите комизм ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – никто, оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На Хрюминых?..)
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) подумать над вопросом: «Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;
2) обратить внимание на язык персонажей;
3) выписать из текста 10 крылатых выражений;
4) индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».
Для подготовки доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов, О. Л. Театр А. С. Грибоедова. – М., 1983.