Урок № 22 Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын».

0
792
числа

Урок № 22

Срок проведения: январь – февраль

Число:

ТЕМА УРОКА: Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын».

ПОДТЕМА:

Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов.

ЦЕЛЬ УРОКА: Рассказать о музыке, посвящённой освободительной борьбе

ТИП УРОКА: Урок погружения в тему.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к борцам прошлого.

2.Воспитывать интерес к истории народа.

Образовательная:

1.Рассказать о восстании Исатая Тайманова, о его любви к своей Родине.

2.Послушать тембр домбры и тембр классических инструментов, сравнить

Обучающая:

1.Учить исполнять разнохарактерные песни на казахском языке.

2.Продолжить вокально-хоровую работу

Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.фонограмма к песне «Елiм – ай»

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

СОДЕРЖАНИЕ

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Курмангазы «Кишкентай» с.27 –слушанье, беседа о восстании.

2.Махамбет «Кайран Нарын»- слушанье, беседа о родной земле поэта

3.«Ак сиса» – повторение с.111

4.«Елiм – ай» с.69 – повторение.

5.Слушанье примеров звучания жетыгена, кобыза, шертера, беседа о тембрах. Сорос. Диск № 1

6.Бетховен Эгмонт»- слушанье, беседа о тембрах, пример музыки, рассказывающей об освободительной борьбе Нидерландов.

Художественный материал:

Беседа о восстании, стихи Утемисова.

Сведения к уроку:

Махамбет Утемисов (1804 — 1846) родился в Уральской области в Урдинском районе. С детства он овладевает арабской и русской грамотой. С молодых лет Махамбет находится в ставке хана Джангира, будучи воспитателем сына хана. Очень скоро Махамбет выделяется своей мудростью, красноречием и поэтическим талантом. Он становится певцом народного восстания. Свой кюй «Кайран Нарын» Махамбет посвятил родным местам. В этом произведении не только передаются чувства сожаления об утрате, но и звучит справедливый гнев против угнетателей народа. Кюй исполняется в быстром темпе, энергично. Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838.Очаг восстания Букеевская орда (междуречье р. Урал и р. Волга)

Причины восстания: Почти вся земля в руках феодалов, поборы с населения. Исатай пытался привлечь хана на свою сторону, против чиновников. Сражение повстанцев с царскими карательными отрядами, борьба против царизма, но восстание потерпело неудачу. В июле 1838 года, в битве с войсками, погиб Исатай, а в 1846 году был убит и поэт Махамбет.

Вывод: народное антифеодальное восстание, крупнейшее в истории Букеевской орды.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного, исполнение песни «Елiм – ай»

3.Беседа о восстании и жизни Махамбета и Исатая.

4.Слушанье кюя «Кайран Нарын»

5.Слушанье музыки Бетховена, беседа об инструментах

6.Беседа о тембрах инструментов, слушанье примеров звучания.

7. «Ак сиса» – исполнение

8.Обобщение.

9.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ: Знать историю восстания и роль Исатая и Махамбета в нём.

УМЕНИЯ: Уметь узнавать тембры звучания различных инструментов

НАВЫКИ: Уметь исполнять разнохарактерные песни на казахском языке.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к песне «Ак сиса» с.30 правила учить.