Цели: научить различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Словарная работа.
Записать слова к § 20.
Занял, заняло, заняла, заняли, образ, прообраз, этимология, этимологический; употребляется, обозначает, называет, означает; поезжай, поезжайте, предпринят, предприняла.
IV. Сообщение темы урока. Наблюдение на материале § 20.
Учащиеся при помощи учителя формулируют вывод по материалу § 20 и записывают его в тетради.
Вывод . Подчинительные союзы связывают придаточные предложения с главным, при этом они не являются членами предложения (если союз опустить, то предложение превращается в бессоюзное).
Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения (союзные слова опустить нельзя).
V. Закрепление изученного.
Работа (самостоятельная) по рядам :
1-й ряд : упр. 93;
2-й ряд : упр. 94;
3-й ряд : упр. 96.
Учащиеся упражняются в различении подчинительных союзов и союзных слов.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 20, упр. 97.