Урок 22 Тема: «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

0
760
бактерии

Тема коллективной композиции «Волшебные сады Деда Мороза».

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-последовательная изобразительная эстафета; последовательное размещение индивидуальных изображений с учетом гармоничных сочетаний элементов.

Вид занятий: вырезание из бумаги элементов морозных узоров.

Цели и задачи: воспитание эстетического отношения к дейст­вительности; развитие наблюдательности, фантазии; формирование навыков общения, работы в группе; воспитание чувства товарищест­ва и взаимопомощи; овладение техникой аппликации; воспитание аккуратности в работе.

Оборудование урока: цветная бумага синих оттенков, белого, серого цвета, ножницы, клей, кисть.

Зрительный ряд: работы детей по близкой тематике, слай­ды или фотографии морозных узоров.

Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку. Напоминание о технике безопасности на уроке.

II. Беседа по теме урока.

Учитель показывает слайды, фотографии с изображением на окнах морозных узоров, напоминающих по очертаниям волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы.

– Покажи сказочные растения, нарисованные морозом, ветки ели, колосок, перышки, астру, хризантему, папоротник.

Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, а если присмотреться, то они переливаются всеми цветам радуги. Но все же преобладает холодная палитра: белый, голубой, сиреневый, синий.

Загадки:

Без рук рисует,

Без зубов кусает. (Мороз.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады. (Мороз.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке? (Снежинки.)

У избы побывал –

Все окна разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил. (Мороз.)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клен, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед).

Стихотворение:

Улицей гуляет

Дедушка-мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз…

Иль на окна дышит

Закоптелых хат

Да узоры пишет,

Глядя на ребят…

С. ДрожжинВолшебные сады Деда Мороза

III. Работа над заданием. Коллективная работа.

Учитель демонстрирует приемы вырезания узоров, по форме на­поминающих рисунок мороза на окне. В основе технологии выреза­ния узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного .ис­кусства в технике «вырезанки». Ученикам предлагается выбрать лист цветной бумаги холодного оттенка (если фон коллективной композиции темный, то для индивидуальной работы лучше взять бумагу светлых тонов) и вырезать элемент морозного узора.

За 10 минут до конца урока учи­тель организует своеобразную изобра­зительную эстафету. Перед каждым рядом парт вывешивается лист тони­рованной бумаги. На каждом ряду вы­бирается ученик на роль Мороза, ко­торый будет следить за процессом создания общей композиции, чтобы коллективное изображение было гармоничным по цвету и содержанию. Ученики, передавая друг другу кисть для клея, наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).

В конце урока проводится анализ и сравнение коллективных композиций. Волшебные сады Деда Мороза Три Мороза дают самооценку результату совместного творче­ства своей группы.

Вариантом задания может быть также коллективная компози­ция «В царстве Матушки Зимы». Кружевные силуэты деревьев де­ти вырезают из белой бумаги, используя приемы техники «выре­занки». Затем изображения дерева наклеивают на лист цветной бумаги холодного колорита, цветное пятно может повторять абрис дерева, но по размеру должно быть чуть больше. Затем работы учеников наклеиваются на большой лист, цветные пятна чередуют­ся по принципу рыбьей чешуйки.

IV. Итоги урока.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: вырезать дома снежинки методом складывания заготовок-квадратов.