Цель урока: 1) Сформировать знания о зависимости природно-зональных особенностях материка от рельефа и климата; 2) Развивать умение давать характеристику природных зон; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Карта природных зон. 3. Картины природных зон
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь)
- Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены)
- Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы)
- Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание)
- Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание)
- Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (
1620 м , – 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн) - Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (
77 км еликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические – Байкал,) на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты1500 м ) - Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)
- Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды, радоновые, теплые источники)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
2. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)
3.Какое море бассейна Северного Ледовитого океана почти не замерзает в зимний период? (Баренцево)
4. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)
5. Часть земной поверхности, которая видна нам вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)
6. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
7. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (18)
8. Больше всего воздуха в (тропосфере)
8. Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему все природные зоны располагаются с севера на юг?
V.Объяснение новой темы.
1. Расположение природных зон (на большей части они тянутся с запада на восток – проследить по 80° с. ш.)
2. Природные зоны арктического и субарктического поясов (арктические пустыни – лето холодное и короткое, зимой -40°С; тундра и лесотундра – в Исландии овцебык, многолетняя мерзлота, но из-за низкой температуры болот мало)
3. Умеренный пояс (тайга – хвойные породы деревьев, почва подзолистая, болотистая; смешанные и широколиственные леса – бурые почвы, зубр, соболь, байкальская нерпа; лесостепи и степи – чернозем; полупустыни и пустыни – самые большие амплитуды температур, каштановые и солончаковые почвы в полупустынях, а в пустынях – серо-бурые и сероземы, ксерофиты – засухоустойчивые растения, эфемеры – вегетация в короткие сроки, хамады – каменистые пустыни, такыры – глинистые участки в понижениях почти без растительности; оазисы – бурная растительность в окружении пустынь)
4. Субтропический пояс (жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники – лето жаркое и сухое, а зима теплая и дождливая, почвы – желтоземы; субтропические леса, полупустыни и пустыни – сероземы, пустыня Такла-Макан; переменно-влажные леса, в том числе муссонные – Япония, юг Кореи, полуостров Индокитай)
5. Тропики (тропические пустыни – Аравия, пустыни Руб-эль-Хали, Тар; вади – высохшие русла рек; онагр – дикий осел, нар – одногорбый верблюд)
6. Субэкваториальный пояс (переменно-влажные леса и саванны – годовое количество осадков
7. Экваториальный пояс (влажные вечнозеленые леса, 40 тыс. видов растений, 300 видов пальм: ротанговая – до
8. Высотные пояса (горные районы занимают около половины территории Евразии; яки; терая – сильно заболоченные леса на южных подножиях Гималаев; снежный пояс в Альпах на высоте 2600м, а в Гималаях – 4500 – 5000м)
VI.Усвоение новой темы.
1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)
2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
3. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
VII.Домашнее задание. § 21-22, составить таблицу «Природные зоны Евразии»:
Название природной зоны |
Географическое положение |
Климатические условия |
Почвы |
Растения |
Животный мир |
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Так как в Евразии расположены все климатические пояса северного полушария, то здесь встречаются все природные зоны. На большей части они тянутся с запада на восток