Урок № 22: Природные зоны

0
945
физика

Цель урока: 1) Сформировать знания о зависимости природно-зональных особенностях материка от рельефа и климата; 2) Развивать умение давать характеристику природных зон; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Евразии. 2. Карта природных зон. 3. Картины природных зон

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

  1. Бассейн Северного Ледовитого океана (короткие реки Скандинавского полуострова, самый большой бассейн у реки Обь)

  2. Бассейн Атлантического океана (дождевое и снеговое питание, в горах – ледниковое; пригодны для судоходства, сильно загрязнены)

  3. Бассейн Тихого океана (муссонный климат, дождевое питание, самый большая длина у Янцзы)

  4. Бассейн Индийского океана (ледниковое и дождевое питание)

  5. Бессточный бассейн (самая крупная – Волга, на ней 7 крупных водохранилищ; снеговое, дождевое, подземными водами питание)

  6. Озера (большая часть на северо-западе материка; тектонические – Байкал (1620 м, – 20% пресной воды, впадают 336 рек), Иссык-Куль, Зайсан, Женевское; реликтовые – Каспий, Арал, Балхаш, Ван, Лобнор; мареновые – Ладога, Онега, Венерн, Веттерн)

  7. Современные оледенения (Исландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли; высокогорья Альп, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Тибета, Гималаев; самый большой ледник – Федченко (77 кмеликтовые -6 рекоды, Женевское материка; тектонические – Байкал,) на Памире; многолетняя мерзлота на севере Евразии, на Таймыре толщина мерзлоты 1500 м)

  8. Болота (в Евразии 80% болот земного шара, особенно в Полесье, Мещере, Приамурье, Западно-Сибирской равнине, Колхиде, Прибалтике; торф)

  9. Подземные воды (артезианские – в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Монголии; минеральные воды, радоновые, теплые источники)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

2. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

3.Какое море бассейна Северного Ледовитого океана почти не замерзает в зимний период? (Баренцево)

4. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

5. Часть земной поверхности, которая видна нам вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)

6. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

7. Граница тропосферы над экватором располагается на высоте… км (18)

8. Больше всего воздуха в (тропосфере)

8. Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему все природные зоны располагаются с севера на юг?

V.Объяснение новой темы.

1. Расположение природных зон (на большей части они тянутся с запада на восток – проследить по 80° с. ш.)

2. Природные зоны арктического и субарктического поясов (арктические пустыни – лето холодное и короткое, зимой -40°С; тундра и лесотундра – в Исландии овцебык, многолетняя мерзлота, но из-за низкой температуры болот мало)

3. Умеренный пояс (тайга – хвойные породы деревьев, почва подзолистая, болотистая; смешанные и широколиственные леса – бурые почвы, зубр, соболь, байкальская нерпа; лесостепи и степи – чернозем; полупустыни и пустыни – самые большие амплитуды температур, каштановые и солончаковые почвы в полупустынях, а в пустынях – серо-бурые и сероземы, ксерофиты – засухоустойчивые растения, эфемеры – вегетация в короткие сроки, хамады – каменистые пустыни, такыры – глинистые участки в понижениях почти без растительности; оазисы – бурная растительность в окружении пустынь)

4. Субтропический пояс (жестколиственные вечнозеленые леса и кустарники – лето жаркое и сухое, а зима теплая и дождливая, почвы – желтоземы; субтропические леса, полупустыни и пустыни – сероземы, пустыня Такла-Макан; переменно-влажные леса, в том числе муссонные – Япония, юг Кореи, полуостров Индокитай)

5. Тропики (тропические пустыни – Аравия, пустыни Руб-эль-Хали, Тар; вади – высохшие русла рек; онагр – дикий осел, нар – одногорбый верблюд)

6. Субэкваториальный пояс (переменно-влажные леса и саванны – годовое количество осадков 800 мм, красноземы и каштановые почвы)

7. Экваториальный пояс (влажные вечнозеленые леса, 40 тыс. видов растений, 300 видов пальм: ротанговая – до 300 м длиной; джунгли – непроходимый густой дремучий лес)

8. Высотные пояса (горные районы занимают около половины территории Евразии; яки; терая – сильно заболоченные леса на южных подножиях Гималаев; снежный пояс в Альпах на высоте 2600м, а в Гималаях – 4500 – 5000м)

VI.Усвоение новой темы.

1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)

2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

3. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)

VII.Домашнее задание. § 21-22, составить таблицу «Природные зоны Евразии»:

Название природной зоны

Географическое положение

Климатические условия

Почвы

Растения

Животный мир

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Так как в Евразии расположены все климатические пояса северного полушария, то здесь встречаются все природные зоны. На большей части они тянутся с запада на восток