Урок 22 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»

0
1394
история

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, о самоотдаче, о желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать навыки чтения стихотворного текста.

Ход урока

I. Вступительное слово о событиях 1812 г.

Отечественная война 1812 г. – одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон I – 1769–1821 гг.), уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов – 30 тысяч человек, у русских – 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское».

Итак, Бородинское сражение было проиграно.

Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

II. Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике.

Двадцатипятилетней годовщине Бородинской битвы посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов – самый загадочный поэт XIX столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель – народ – сохранил до наших дней.

Вопросы для закрепления материала статьи учебника о писателе учитель подготовит самостоятельно.

III. Словарная работа.

Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны – дано в сносках учебника.

Недаром – не без причины, не случайно.

Нынешнее племя – современники.

Доля – судьба.

Досадно – жаль, обидно.

Ворчали старики – выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры – уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушки на макушке – повышенное внимание.

Ликовать – выражать восторг.

Лихость – удаль.

Поведать – рассказать.

Постоять головою – отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи – поле боя.

IV. Чтение стихотворения учителем.

V. Беседа по произведению.

Вопросы:

1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино»?

2. Сформулируйте главную мысль стиха-рассказа. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев – вот главная мысль произведения.)

3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?

4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?

5. Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?

6. Опишите картины, поразившие вас.

7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?

8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?

В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.

Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.

Д. Е. Максимов сказал о героях произведения: «Рассказчик в стихотворении «Бородино» – старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей».

Отсюда вывод: в этом произведении воедино слиты голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

VI. Чтение стихотворения учащимися.

Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.

Домашнее задание:

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь