УРОК 22. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

0
548
иинформатика

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание для всех карточек – вставить пропущенные буквы, найти «четвертое лишнее».

К а р т о ч к а 1.

Хоть пруд пруди

Кот наплакал

Тьма-тьмущ..я

Ябл..ку негде упасть

К а р т о ч к а 2.

Во все лопатки

Сл..мя голову

Черепашьим шаг..м

В мгновение ока

К а р т о ч к а 3.

Слово в слово

Тютелька в тютельку

Вилами на в..де писано

Комар носа не п..дточит

К а р т о ч к а 4.

Попасть впросак

Попасть на с..дьмое небо

Попасть в п..ределку

Попасть в переплет

3. Работа с карточками, подготовленными дома.

Учащиеся обмениваются карточками, на которых зашифрованы фразеологизмы, с соседями по парте. Задача – расшифровать фразеологизм, придумать с ним предложение, указать, каким членом предложения является. (Учащиеся могут пользоваться фразеологическим словарем.)

4. Творческая работа.

– Всем нам известно выражение «Из песни слов не выкинешь». Что оно означает?

– Фразеологизмы – устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной речи не допускают никаких вариантов. Но бывали случаи, когда художники слова в интересах большей изобразительности разрушали фразеологизмы самым, казалось бы, непозволительным образом. Например, фразеологизм как мухи мрут Н. В. Гоголь преобразовал в выражение: все как мухи выздоравливают.

– Сейчас я буду называть преобразованные фразеологизмы. Ваша задача – угадать исконный вариант и записать его.

1) В этом деле легавую собаку съел.

2) Из мухи делать протодиакона.

3) Спит как из ведра.

4) Зарубить на подбородке.

5) Денег гуси не клюют.

Затем учащиеся объясняют орфограммы в записанных фразеологизмах.

5. Объяснительный диктант (по упражнению 105).

Класс с помощью учителя объясняет правописание пропущенных букв в первом предложении, затем записывают его под диктовку. Аналогичная работа проводится с остальными предложениями. Это позволит предупредить возможные ошибки.

Задание: подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения.

Внеклассное мероприятие по фразеологии

«Газета-альманах»

Класс делится на 8 групп. Каждая группа вытягивает карточку с темой (вода, хлеб, земля, каша, голова, рука, собака, жизнь), по которой должна будет выпустить газету. Затем учащиеся подбирают фразеологизмы на выбранную тему, примеры их употребления и творчески (рисунок, стихотворение, ребусы и т. д.) отображают эту информацию в своей газете. После того как все газеты будут готовы, учитель склеивает их в одну (шапка – верхний левый угол – заготовлена учителем заранее). Получается газета-альманах «Люди говорят…».

Люди говорят…

… о голове

… о руках

… о воде

… о хлебе

… о каше

… о жизни

… о собаках

… о земле