Урок 21 Тема: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ

0
1003
программирование

Вид занятия: декоративное конструирование.

Цели и задачи: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения, двух сторонах – практической и худо­жественной- в украшении бытовых вещей; знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно-приклад­ным искусством; изучение связи формы и узора; цвета и узора; зна­комство с назначением вещи; овладение умением работать с чертеж­ными инструментами, трафаретом; развитие эстетического отноше­ния к действительности, художественного вкуса; патриотическое воспитание, воспитание бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры; закрепление гра­фических умений и навыков.

Оборудование урока: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги, линейка, циркуль, трафа­реты.

Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Порт­рет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.

Музыкальный ряд: народные песни.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Беседа по теме урока.

У детей должно сформироваться представление о прочной свя­зи характера украшения с его назначением. Примеры можно брать из природы: ночная бабочка окрашена так, что ее не видно на коре дерева, а дневная бабочка окрашена так, чтобы ее приняли за цве­ток, – им обоим нужно быть незаметными, маскироваться. Цветок же окрашен ярко, чтобы пчелы заметили его.

– А как использовал украшения человек?

С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он де­лал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер,свой образ.

Богатырь не мог украсить себя тоненькой цепочкой бус или ко­кошником, а девице они шли, подчеркивая ее нежность, изящество. Например, кокошники, которые вы видите на фотографиях (пока­зать), расшиты драгоценными нитками, речным жемчугом. Укра­шения могут быть простые, скромные или торжественные.

Украшали шлем воину совсем не так, как царевне – кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для муж­чин подчеркивают их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато ук­рашены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел по­ходить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчер­кивал наиболее ценные или желательные свои качества. Его щит мог быть устра­шающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца (это щит защитника). В торжественных случаях воины на­девали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле бит­вы – шлемы строгие, почти без украшений.

Форма щитов для сражений и для народов могла быть одинако­вой. Но украшены щиты были по-разному. Таким образом, укра­шения характеризовали своего хозяина.

На уроке полезно привести примеры самых различных украше­ний с характеристикой владельца: женские и мужские украшения, детские и взрослые, украшения бедных и богатых и т. п.

III. Работа над заданием.

1) Украсить кокошник за­данной формы (предвари­тельно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.

2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и – воину, который угрожает.

Можно использовать тех­нику аппликации противопо­ложных по образу украшений. Учитель может попробо­вать вариант, где учащиеся на одном уроке украшают только мужские доспехи, на другом -женские одежды или, наобо­рот, на одном – только доспе­хи, украшения злых персона­жей, на другом – добрых. Или: мальчики – доспехи, девочки – женские украшения.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ.

Домашнее задание: обратить внимание и рассказать, как украшают себя люди в праздник и в будни, в дни веселья и в дни грусти (траура).