Урок 20 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)

0
642
биология

Цели: ознакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства; развивать творческое воображение детей; систематизировать знания учащихся о некоторых художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву; воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества мастеров богородской игрушки.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш, гуашь).

Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня мы составим эскиз подарочного изделия, которое можно будет потом выполнить на уроках технологии или в группе продленного дня. Тема сегодняшнего урока – «Веселые игрушки».

III. Актуализация знаний учащихся.

Через многие уроки изобразительного искусства и в первом, и втором, и в третьем классах проходит тема народного искусства, связанная с различными видами художественной обработки дерева. Сегодня мы будем знакомиться с забавными игрушками с движением и звуком из села Богородское Московской области.

IV. Вводная беседа.

Слово учителя. Сюжеты сказок и герои из сказок волновали людей всегда. Мастера резьбы и росписи по дереву использовали темы сказок для создания своих изделий, например игрушек. Послушайте замечательное стихотворение русского поэта:

Как прозрачен, белоснежен

Блеск узорных окон!

Как пушист и мягко нежен

Золотой твой локон!

Как тонка ты в красной шубке,

С бантиком в косице!

Засмеешься – вздрогнут губки,

Задрожат ресницы.

Веселишь ты всех прохожих –

Молодых и старых,

Некрасивых и пригожих,

Толстых и поджарых.

Подивятся, улыбнутся,

Поплетутся далее,

Будто вовсе, как смеются

Дети, не видали.

И пойдешь ты дальше с мамой

Покупать игрушки

И рассматривать за рамой

Звезды и хлопушки.

Ты сама нарядишь елку

В звезды золотые

И привяжешь к ветке колкой

Яблоки большие,

Чтоб оттягивать большими

Яблоками ветки

И привязывать под ними

Для орехов сетки.

Ты на елку бусы кинешь,

Золотые нити,

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь – посмотрите!

Крикнешь ты, подымешь ветку

Тонкими руками…

А уж там смеется дедка

С белыми усами.

А. Блок

 Кто из вас знает что-нибудь о создателях деревянной игрушки в селе Богородском (Московская область)?

Народные мастера из села Богородское создают деревянную резную игрушку, в которой отражены ценные традиции искусства резьбы, заключена богатая пластика.

Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки.

Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи, лисицы – трудятся у станка, ездят на лыжах, летают в космос, фотографируют Луну. Современные темы решаются по-игрушечному весело, с выдумкой. Особенно близки мастерам басня, сказка.

Дополнительный материал

Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергиевой лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру других промыслов в Богородском на рубеже XVI–XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный характер по тематике и в манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы развитию творчества богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих горожан, крестьян, игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли от лубка, но трактовались по-своему, с учетом особенностей дерева. На этом этапе развития в богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными, раскованными в движении. С этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда, раскраску некоторой части изделий выполняли уже ремесленники Сергиева Посада, куда поступала продукция богородских резчиков.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы, продиктованная объемом заготовки, которая получается в результате раскалывания полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре конца XIX в.

Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и в художественном училище, расположенном в Загорском районе. Обучение проводится и непосредственно на производстве путем передачи основ ремесла опытными мастерами молодому поколению.

Профессиональная подготовка кадров резчиков позволяет находить новые оригинальные решения игрушек и все чаще создавать работы, представляющие оригинальную декоративную скульптуру из дерева.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает фотографии). Рассмотрим остроумные эти игрушки.

В отличие от игрушек Севера и Поволжья, в Богородском и Сергиевом Посаде делают фигурки реалистические. Их сначала обрубают топором, а затем детально отделывают ножом и стамесками. Тщательно прорабатывают шерсть животного или оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные, плоские и заглубленные порезки создают удивительно живописную игру поверхности и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить определенную меру условности и подчеркнуть выразительность формы.

Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей, но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки.

В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ.

Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в его характере черты, присущие человеку.

Интересно отметить, что игрушечный медведь может выполнять не только традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу, подметать, носить воду, пахать, – но и играть в хоккей, мыться под душем и даже работать на компьютере.

Игрушка получается запоминающейся и веселой. Так в народной игрушке нашли отражение старые и современные сюжеты.

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.

Изображение любимых игрушек поможет вам в оформлении подарочных изделий, которые можно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда. Это могут быть звери, машины, мебель, куклы.

VI. Работа над новым материалом.

 Что вы знаете о художественных традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву?

 Что вы знаете об украшениях крестьянских деревянных изб?

 Почему эти дома напоминают сказочные?

 Какие мастера делают кухонную утварь, украшенную травкой, купавами и розанами?

 Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?

 Какие образцы народной деревянной игрушки встречаются в глиняной игрушке?

 Каковы излюбленные изображения в народной росписи, вышивке и игрушке?

VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок богородской игрушки (см. Приложение).

1. Определяю положение листа в зависимости от композиции. У меня будет игрушка, состоящая из двух героев, поэтому лучше лист расположить по горизонтали. Намечаю размеры каждого из героев – медведя и мужичка.

2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит прямо, а медведь наклонился вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них – молоток. А сидят они на двух бревнах. Эти «бревна» движутся и приводят в действие игрушку – каждый из героев попеременно бъет молотком по наковальне.

3. Точно прорисую движение каждого из героев. Изображаю одежду мужика – длинную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове – высокая шапка. Уточняю фигуру медведя и прорисовываю его морду.

4. Выполняю цветом охры заливку всей игрушки. Для проработки объема выполняю коричневым цветом складки одежды, отдельные части тела у медведя. Тонкой кистью темно-коричневым цветом прорисовываю мелкие детали. Рисунок закончен.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните самостоятельно рисунок богородской игрушки карандашом и гуашевыми красками.

IX. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют самые оригинальные работы. Посмотрите, как творчески … (фамилии, имена учеников) подошли к выполнению этого трудного задания.

2. Обобщение изученного материала.

Вы поняли, что народная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учит ценить и понимать традиции и народную мудрость.

 Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже знаете?

 Что является изюминкой народной деревянной игрушки?

Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.