Тема коллективной композиции «Природные стихии». Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение в пространстве. Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: дать представление об использовании трех основных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый); научить изображать природные стихии без предварительного рисунка.
Оборудование урока: гуашь (5 красок – желтая, синяя, красная, белая, черная), крупная кисть, большие листы любой бумаги (оберточная, обои; формат АЗ-А4 или по 2-3 склейки).
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях – гроза, буря и т. д.; репродукции: И. Левитан «Буря -дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Ку-инджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.
Литературный ряд: стихотворения по теме.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
П. Беседа по теме урока. Объяснение задания.
Учитель рассказывает о многообразии цвета и тона.
Дети должны изобразить природный пейзаж в ярком, бурном характерном состоянии, учитывая время года, время суток, освещение.
Смешивая три основных цвета с черной и белой красками (в разном количестве), дети должны почувствовать огромное богатство красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность красок смешиваться, перекрывая друг друга, их сочность, активность. Работа может вестись и с палитрой, и без палитры (в зависимости от уровня подготовленности учеников) – все смешения красок прямо по работе (не допуская полного смешения; прожилки – участки одной краски остаются в другой, это дает живую живописную поверхность).
Перед работой необходимо рассмотреть таблицу «Полный цветовой круг». Учитель объясняет, как он образован. Целесообразно заинтересовать детей, настроить, показав им слайды и репродукции работ художников, изображающих выразительные состояния природы.
+ черная |
3 + белая |
кр. |
|
син. |
|
1 |
|
жел. |
|
др. |
|
4 |
III. Выполнение упражнения (на большом листе любой бумаги).
1) Лист располагаем вертикально. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим справа-налево 2
линии. Расстояние между ними делим на 3-4 полосы с промежутками между ними в 1—1,5 см.
2) Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по выбору.
3) Затем, добавив понемногу белой краски к трем основным и четвертому цвету (менее 1/2), закрашиваем справа часть полос.
4) Добавив белой (более 1/2 общей массы) к цветам, закрашиваем остаток полос справа.
5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос.
6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос. Получится цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с нерезкими переходами оттенков друг в друга.
IV. Работа над заданием. Коллективная композиция.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п., осенний лес).
ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле — белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зелёная,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В небе облака.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам! (Зима, весна, лето, осень.)
Е. Трутнева
Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия:
1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы).
2) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья и прочие элементы композиции. Живопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку воздушность, легкость.
Требования к работам:
– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;
– колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской;
– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы, обработка деталей;
– можно дать работе название (на обороте листа карандашом).
V. Итоги урока.
Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: просмотреть детские книги и журналы и обратить внимание, что и как изображено красками, которыми ребята работали на уроке. Если возможно, сходить в художественный музей, галерею, на выставку.