ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BV – VI КЛАССАХ
Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение
Цели: повторить изученный материал о словосочетании и пред ложении; закрепить пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и пред ложений, объяснительный диктант.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1 . Беседа по вопросам.
Какие группы славянских языков вы знаете?
Какие языки входят в каждую из групп?
Почему славянские языки называются родственными?
Докажите, что русский язык – развивающееся явление.
Приведите примеры неологизмов.
2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.
Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)
Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 – листья скачут и бегут,
устилают; ветер не унес; 2 – сад не помнит; весна погре бена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II . Повторение темы «Синтаксис»
1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).
(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.
Главные члены предложения – его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.
По цели высказывания предложения бывают повествователь ные, вопросительные и побудительные.)
2. Конструирование словосочетаний.
– К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде
лайте их схемы.
(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы ваем на доске и в тетрадях.)
Год (новый, учебный, памятный…) – прилагательное + суще ствительное.
Год (тигра) – существительное + существительное. Слушать (музыку) – глагол + существительное. Слушать (внимательно) – глагол + наречие.
3. Конструирование предложений.
– Используя эти словосочетания, составьте два предложения:
простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.
Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:
А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.
Основа: слушайте (один главный член – сказуемое).
Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.
В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.
Основы: праздновали (один главный член – сказуемое); год на чинается.
Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в фор ме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается – и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.
4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выде ляем словосочетания.
5. Объяснительный диктант.
Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комменти руем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.
1) Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжи гал костры из разноцветных камней.
(Предложение простое, однородные сказуемые соединены сою зом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал – чере дование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разжечь».)
2) Солние село, и тусклые тучи висели над темной степью.
(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце – непроизно симая согласная «л», висели – виснет.)
3) Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум
улицы, шелест листвы, курлыканье голубей. (Б. Акунин.)
(Предложение простое, с однородными подлежащими при обоб щающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, за оконные, шелест, курлыканье, голубей.)
4) Он р ощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звез ды, и луну. (А.С. Пушкин.)
(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уеди ненье, тишину, ночь.)
5) Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед
союзом «но» ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)
6) Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами при обобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)
Домашнее задание
Ответить на вопросы с. 6.
Упражнения 8: письменно, 9: устно.