Урок 2. Роль права в жизни человека, общества, государства

0
729
биология

Цели: подвести учащихся к пониманию значения права в жиз­ни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, де­лать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реали­зовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карто” н-задания с дополнительными мате­риалами к уроку.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право, мораль, гражданство, гражданин, норма права, закон, частное и публичное право, указ, постановление, Консти­туция, референдум), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме . «Природа. Общество. Человек»

1. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

– Решите кроссворд.

1. Правовая связь человека с государством. (Гражданство.)

2. Все человечество в прошлом, в современности и перспек­тиве; всё население Земли. {Общество.)

3. Государство, которым правят люди, выбранные на опреде­ленный срок. (Республика.)

4. Наиболее близкие межличностные отношения. (Дружба.)

5. Документ, провозглашающий права человека. (Декларация.)

6. Юридический документ принятый Федеральным Собранием Российской Федерации. (Закон.)

7. Многообразные общеобязательные правила поведения, ус­тановленные, санкционированные и обеспеченные государ­ством. (Право.)

8. Платежеспособная потребность. (Спрос.)

9. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования. (Тех­нология.)

10. Способность и возможность оказывать определяющее воз­действие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и т. д. (Власть.)

11. Совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека. (Мораль.)

(Слово по вертикали: государство.)

ВАРИАНТ Б

– Прочитайте.

Юноши получали на народном собрании из рук старейшин щит и копье, которые отныне становились не только их личным оружием, но являлись знаками отличия полноправного свободного германца от безоружного раба. «До этого, – писал Тацит, – юноша считался членом семьи», теперь он становился членом общества. Юноша знатного рода мог стать после посвящения военным вождем.

Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание. Германцы созывали его в новолуние и полнолуние: они верили, что эти дни самые счастливые для решения дел. Сообщая это, Тацит добавлял, что германцы «и счет времени ведут не по дням, как мы, а по ночам, ибо думают, что ночь ведет за собой день. На собрание германцы сходились не сразу, а в течение двух-трех дней, так как жили они в удаленных друг от друга поселениях, откуда к месту сбора прихо­дилось пробираться через леса и болота. На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого ста­новились вожди и другие знатные люди племени. Кто-либо из них, после того как жрецы восстанавливали тишину, выступал и выдвигал предложения, выносимые на обсуждение собрания. Если предложение не нравилось, его отвергали шумными возгласами, а если нравилось- потрясали копьями. «Восхвалять оружием было самым почетным способом одобрения», – писал Тацит.

В народном собрании германцев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления.

Ответьте на вопросы. Какую роль в жизни германцев играло народное собрание? («Самые важные дела племени решало общеплеменное собрание»… «В народном собрании герман­цев не только решались важные дела, но и происходил суд. Наказание виновных зависело от их преступления».) Почему в собрании участвуют только мужчины? (Участвовать в со­брании имели право только воины, а значит – мужчины.) Какие признаки говорят об отсутствии государства у гер­манцев? (У германцев все важные дела решало народное собрание, где каждый мог выражать свое мнение, которое не всегда могло совпадать с предложением вождей. Ничего в документе не говорится и о других признаках государства, например: финансы и налоги, единые законы, столица.) Можно ли говорить о равенстве среди германцев? (Можно говорить о начале формирования у германцев неравенст­ва. «На самом собрании рядовые германцы рассаживались широким кругом, в середине которого становились вожди и другие знатные люди племени».)

ВАРИАНТ В

– Заполните таблицу. Какие из перечисленных государств являются республиками, а какие монархиями: Великобри­тания, Германия, Дания, Египет, Италия, Испания, Монако, Норвегия, Польша, Россия, Турция, Швеция.

Республики

Монархии

(.Монархии – Великобритания, Дания, Испания, Монако, Нор­вегия, Швеция. Республики – Германия, Египет, Италия, Польша, Россия, Турция.)

Фронтальный опрос класса

Каковы признаки государства? (Территория, столица; нали­чие публичной власти; суверенитет; органы государствен­ного управления; налоги.)

Что такое экономика; политика? {Экономика – деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, хозяйст­венная деятельность. Политика — искусство управления.)

– Что такое Конституция? (Основной закон страны.)

Почему мы считаем наше государство республикой? (Россий­ской Федерацией управляют выборные органы власти.)

– Какие формы государства существуют в современном мире? (Республика, монархия, теократия.)

III. Изучение новой темы (работа по группам)

План

1. Право и мораль.

2. Гражданин и государство.

3. Потребность в порядке и справедливости.

4. Норма права. Закон.

Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право».

1. Каждая группа получает карточку-задание и дополнитель­ную литературу, либо группа работает только по учебнику Условия работы групп:

а) знакомство с карточкой-заданием и источниками;

б) работа с литературой – 15 мин;

в) подготовка к выступлению – 5 мин;

г) выступление групп – 5-7 мин.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы

№ 1 Гражданство

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного ма­териала, которые указаны ниже (работу над материалом распределите между собой):

• учебник 1 § 29 (с. 177-178) или учебник 2 § 6 (с. 49-52);

• фрагмент закона Российской Федерации «О гражданстве» (см. текст под карточкой).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Кто имеет право на по­лучение гражданства Российской Федерации».

V. Подведение итогов урока

– Какую общечеловеческую ценность имеет право?

– Почему у людей возникает потребность в порядке и спра­ведливости?

– Какой смысл имеет понятие «право»?

Домашнее задание

1. Прочитать § 29 учебника 1 (с. 177-180) или § 6, 9,10 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости?

– Как человек реализует себя?

3. Выполните задания 1 и 2 на с. 183 учебника 1 или задание 4 на с. 81 учебника 2.