Урок 2 ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

0
410
карта мира

Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.

Запись на доске и в тетрадях учащихся.

Фольклор – устное народное творчество. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.

А что такое обряд? Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года.

– Как вы знаете, начинается год с красивого и веселого праздника. Как он называется? (Новый год, Рождество.)

Начинались эти рождественско-новогодние праздники колядованием.

Колядки – песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.

2. Чтение статьи учебника «Колядки».

3. Рассматривание иллюстрации – репродукции картины «Масленица» Б. Кустодиева, чтение статьи учебника.

– Когда праздновалась Масленица?

– Какова тема масленичных песен?

II. Проверка домашнего задания.

Домашние индивидуальные задания:

а) исполнение масленичных песен заранее подготовленными учащимися;

б) рассматривание рисунков с изображением праздника;

в) конкурс на лучшее исполнение колядок и масленичных песен (по выбору учащихся).

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10); индивидуальные задания по группам.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь