Урок 2. Что такое общество?

0
587

Цели: ознакомить учащихся с многогранностью понятия «об­щество»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая по алгоритму с текстом учебника.

Основные понятия: общество, страна, государство, сферы об­щественной жизни.

Оборудование: учебник, памятка «Алгоритм работы с текстом». План изучения нового материала

1. Понятие «общество».

2. Сферы жизни общества.

Ход урока

I. Организационный момент

Предлагаю вам подумать над высказыванием: «Сила людей заключается в том, что они все делали коллективно, сообща» и прокомментировать иллюстрацию на с. 8.

(На доске записывается тема и план урока.)

II. Работа в группах по изучению понятия

Учитель организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «общество».

Через 2 минуты после начала работы лист каждой группы учи­тель забирает и передает соседям. Делает это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз группа вынуждена дописывать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к группам, которые начали их делать, учитель предлагает обсудить получившееся и попробовать пояснить, как все элементы связаны с понятием «общество». Таким образом в ходе занятия будет по­лучено несколько разных определений одного понятия.

III. Презентация результатов групповой работы

Представитель группы дает определения понятия «общество».

IV. Работа с текстом учебника

Учащиеся, читая текст параграфа на с. 7—10, сравнивают соб­ственные определения с определениями, данными в учебнике. (Общество — это социальная организация государства; общест­во — союз; общество — это семья; общество — это договор, союз, заключаемый по поводу имущества; обществострана; общест­вонарод; общество — это объединение людей по интересам, по происхождению; общество — это этап в историческом развитии народа или страны.) Записывают определения в тетрадь.

V. Слово учителя

Устройство общества всегда вызывало большой интерес у лю­дей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество. Его пред­ставляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.

Современная наука представляет общество в виде целостного социального организма, где каждая из сфер выполняет особую функцию. Сфера — это одна из сторон жизни общества. Общест­вознание выделяет четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную.

VI. Работа с текстом учебника

(Учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу.)

Особенности сфер общественной жизни

Сфера

(сторон)

Функция

Экономи­

ческая

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и эконо­мические отношения между людьми

Полити­

ческая

Связана с государством и органами государственной вла­сти: президент, аппарат президента, парламент, прави­тельство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы

Социаль­

ная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения

Духовная

Относят культуру, науку, образование, религию. Состав­ные части: университеты, школы, музеи, театры, худо­жественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры, национальные художественные сокровища, церковь

VII. Подведение итогов урока

(Учащиеся зачитывают выводы по уроку на с. 12 учебника. Отвечают на вопросы.)

— Как объяснить смысл понятий «общество», «сферы обще­ственной жизни», «страна», «государство»?

— К какой из сфер общественной жизни относятся:

1) премьера спектакля в театре;

2) покупка продуктов в супермаркете;

3) сборка новых компьютеров на заводе;

4) набор в армию;

5) выпечка хлеба в пекарне;

6) выборы президента;

7) прием больных в поликлинике?

Домашнее задание

Прочитать § 1. Практикум: задание 2. Выучить понятия «стра­на», «государство», «общество», «сферы общественной жизни».

Дополнительный материал Античное общество

В Древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на обще­ства других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Слово полис часто переводится как город- государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшими характеристика­ми такого государства считались наличие акрополя, стен, агоры, обще­ственных зданий и т. п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного обще­ства, наиболее почтенной его частью. Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис — это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объеди­нением граждан (civitas, от латинского слова civis — гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно перевести как гражданская община. Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосудар- ственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обос­новать уникальные особенности античной общественной жизни и культу­ры растянутостью периода становления зрелой государственности.

Понятие «гражданин»

Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравни­тельно небольшие размеры первоначальных античных городов, возник­ших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были: а) пра­во на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, антич­ный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова «полис»). Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лише­ние гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус — одно из высочайших достижений античной ци­вилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом Нового времени. В других обществах древности и Средневековья степень при­общения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщен­ностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном граждан­ском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов граждан­ской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллек­тива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за пределы гражданского общества.

Античная форма собственности

В период возникновения античного общества каждый гражданин рас­полагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданског о коллектива, только своим сограж­данам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собствен­ником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же вре­мя гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распреде­лением, пользованием и охраной. Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был agerpublicus (общест­венное поле), в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам. В случае наличия государствен­ного фонда земли он служил резервом для наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе граждане могли требо­вать от государства земли, и государство обычно адекватно реагировало, поскольку само представляло собой объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии. Греческие полисы, имевшие мало плодо­родной земли, искали ее для своих граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э., раздвинувшая границы эллинской полисной цивилизации, была стиму­лирована именно этой потребностью в земле. Лишь спартанцы нашли ее неподалеку ог Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В Древней Спар­те в состав государственного фонда была включена вся земля. Граждане- спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли от­чуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их клерах в виде рабов — илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвя­щая свой досуг общественным и военным занятиям.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь