Цели: ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество»; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая по алгоритму с текстом учебника.
Основные понятия: общество, страна, государство, сферы общественной жизни.
Оборудование: учебник, памятка «Алгоритм работы с текстом». План изучения нового материала
1. Понятие «общество».
2. Сферы жизни общества.
Ход урока
I. Организационный момент
Предлагаю вам подумать над высказыванием: «Сила людей заключается в том, что они все делали коллективно, сообща» и прокомментировать иллюстрацию на с. 8.
(На доске записывается тема и план урока.)
II. Работа в группах по изучению понятия
Учитель организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «общество».
Через 2 минуты после начала работы лист каждой группы учитель забирает и передает соседям. Делает это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз группа вынуждена дописывать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к группам, которые начали их делать, учитель предлагает обсудить получившееся и попробовать пояснить, как все элементы связаны с понятием «общество». Таким образом в ходе занятия будет получено несколько разных определений одного понятия.
III. Презентация результатов групповой работы
Представитель группы дает определения понятия «общество».
IV. Работа с текстом учебника
Учащиеся, читая текст параграфа на с. 7—10, сравнивают собственные определения с определениями, данными в учебнике. (Общество — это социальная организация государства; общество — союз; общество — это семья; общество — это договор, союз, заключаемый по поводу имущества; общество — страна; общество — народ; общество — это объединение людей по интересам, по происхождению; общество — это этап в историческом развитии народа или страны.) Записывают определения в тетрадь.
V. Слово учителя
Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современная наука представляет общество в виде целостного социального организма, где каждая из сфер выполняет особую функцию. Сфера — это одна из сторон жизни общества. Обществознание выделяет четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную.
VI. Работа с текстом учебника
(Учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу.)
Особенности сфер общественной жизни
|
VII. Подведение итогов урока
(Учащиеся зачитывают выводы по уроку на с. 12 учебника. Отвечают на вопросы.)
— Как объяснить смысл понятий «общество», «сферы общественной жизни», «страна», «государство»?
— К какой из сфер общественной жизни относятся:
1) премьера спектакля в театре;
2) покупка продуктов в супермаркете;
3) сборка новых компьютеров на заводе;
4) набор в армию;
5) выпечка хлеба в пекарне;
6) выборы президента;
7) прием больных в поликлинике?
Домашнее задание
Прочитать § 1. Практикум: задание 2. Выучить понятия «страна», «государство», «общество», «сферы общественной жизни».
Дополнительный материал Античное общество
В Древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом полис и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Слово полис часто переводится как город- государство. В связи с этим главная особенность античной жизни видится в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия). Важнейшими характеристиками такого государства считались наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис — это не стены, а прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas, от латинского слова civis — гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно перевести как гражданская община. Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» как категории общественной структуры придавалось сакральное значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосудар- ственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.
Понятие «гражданин»
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были: а) право на земельную собственность, б) участие в защите родных рубежей и в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом. Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова «полис»). Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус — одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом Нового времени. В других обществах древности и Средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было как бы выведено за пределы гражданского общества.
Античная форма собственности
В период возникновения античного общества каждый гражданин располагал земельным участком, на который государство обеспечивало ему право собственности. Он мог продать, подарить, завещать свою землю, но только в пределах своего гражданског о коллектива, только своим согражданам. Гражданский коллектив в целом как бы осуществлял верховный контроль за собственностью своих сограждан. Поэтому античная форма частной собственности имела своего рода двуединый характер: собственником средств производства выступал отдельный гражданин и в то же время гражданский коллектив в целом. Последний осуществлял свое право собственности чаще всего в форме верховного контроля за ее распределением, пользованием и охраной. Но иногда государство само держало в своих руках часть собственности, не распределенной среди граждан, и получало с нее доход, шедший на нужды всего гражданского коллектива. Такой государственной собственностью в Риме был agerpublicus (общественное поле), в состав которого вошла земля в завоеванных римлянами странах (провинциях). В Афинах государственной собственностью были серебряные рудники Лавриона. Государственная собственность могла сдаваться в аренду, но только гражданам. В случае наличия государственного фонда земли он служил резервом для наделения участками вновь образовавшихся семей граждан. На этой основе граждане могли требовать от государства земли, и государство обычно адекватно реагировало, поскольку само представляло собой объединение тех же граждан. Этими требованиями, периодически возобновлявшимися, было стимулировано завоевание римлянами Италии. Греческие полисы, имевшие мало плодородной земли, искали ее для своих граждан по всему Средиземноморью, основывая колонии. Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э., раздвинувшая границы эллинской полисной цивилизации, была стимулирована именно этой потребностью в земле. Лишь спартанцы нашли ее неподалеку ог Лаконики, завоевав соседнюю Мессению. В Древней Спарте в состав государственного фонда была включена вся земля. Граждане- спартиаты получали равные участки-клеры, которые они не могли отчуждать. Государство же обеспечивало спартиатам и рабочую силу на их клерах в виде рабов — илотов. Поэтому спартиаты, единственные из всех эллинов, были освобождены (отчуждены) от трудового процесса, посвящая свой досуг общественным и военным занятиям.