Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль
Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа. I
Ход урока
|1. Лингвистическая разминка
Игра «Прилагательное или причастие?»
Если учитель называет прилагательное, ученики поднимают л евую руку, если причастие – правую.
Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, (необходимая поддержка, предусмотренный правилами, случайно встреченный, встретившийся по пути, кипучая энергия, кипящая вода, купленный на рынке, отраженные в воде, могучий дуб, на печатанный в газете, взволновавшая людей речь, опубликованное интервью.
II . Проверка’ домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
Что такое причастие?
С какими частями речи у причастия общие признаки? Какие?
Каковы морфологические признаки причастия?
Как изменяются причастия?
Какую роль причастия играют в предложении?
2. Упражнение 57: проверка по цепочке; в это время двое уче ников выполняют у доски морфологический и синтаксический разбор.
III . Объяснение темы «Публицистический стиль»
I . Слово учителя.
Последние несколько словосочетаний, если вы заметили, от носятся к одной теме, той, о которой пойдет сегодня речь. Напеча танные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновав шая людей речь – это факты, относящиеся к публицистическому стилю.
Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского – publicus – общественный. Таким обра зом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля – воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.
2. Работа с прессой.
Раскроем принесенные вами газеты и журналы. Найдите в них примеры текстов, написанные в публицистическом стиле. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуаль ным, злободневным темам.
3. Обсуждение текстов. Беседа по вопросам.
Определим приметы публицистического стиля.
Какова тема текста?
Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.)
Какие лексические средства автор использует для воздейст вия на читателей?
Какие стандартные фразы вы заметили?
– Приметы каких других стилей попались вам в тексте?
IV . Работа с учебником
1. Слово учителя.
Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он заро дился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического сти ля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.
Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), об суждение вопросов.
Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.
4. Упражнение 61.
Пояснение учителя.
Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и про блемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к до бру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.
Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова-Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.
Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение.) Выполним упражнение письменно. V . Итог урока
– Выводы записываем в справочные тетради. Основные черты публицистического стиля – информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаи модействие с другими стилями, использование общественно-по литической лексики, риторические фигуры (обращения, восклица тельные предложения), побудительные предложения.
Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, ре портаж, интервью, публичные выступления, речи.
Домашнее задание 1- § Ю.
Упражнение 62 (подготовка устного выступления).
Подготовиться к свободному диктанту (устно): упражне ние 63.