Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль

0
632
информатика

Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль

Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа. I

Ход урока

|1. Лингвистическая разминка

Игра «Прилагательное или причастие?»

Если учитель называет прилагательное, ученики поднимают л евую руку, если причастие – правую.

Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, (необходимая поддержка, предусмотренный правилами, случайно встреченный, встретившийся по пути, кипучая энергия, кипящая вода, купленный на рынке, отраженные в воде, могучий дуб, на­ печатанный в газете, взволновавшая людей речь, опубликованное интервью.

II . Проверка’ домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

Что такое причастие?

С какими частями речи у причастия общие признаки? Какие?

Каковы морфологические признаки причастия?

Как изменяются причастия?

Какую роль причастия играют в предложении?

2. Упражнение 57: проверка по цепочке; в это время двое уче­ ников выполняют у доски морфологический и синтаксический разбор.

III . Объяснение темы «Публицистический стиль»

I . Слово учителя.

Последние несколько словосочетаний, если вы заметили, от­ носятся к одной теме, той, о которой пойдет сегодня речь. Напеча­ танные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновав­ шая людей речь – это факты, относящиеся к публицистическому стилю.

Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского – publicus – общественный. Таким обра­ зом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля – воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, вы­ступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.

2. Работа с прессой.

Раскроем принесенные вами газеты и журналы. Найдите в них примеры текстов, написанные в публицистическом стиле. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуаль­ ным, злободневным темам.

3. Обсуждение текстов. Беседа по вопросам.

Определим приметы публицистического стиля.

Какова тема текста?

Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д.)

Какие лексические средства автор использует для воздейст­ вия на читателей?

Какие стандартные фразы вы заметили?

– Приметы каких других стилей попались вам в тексте?
IV . Работа с учебником

1. Слово учителя.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он заро­ дился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического сти­ ля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.

Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), об­ суждение вопросов.

Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.

4. Упражнение 61.
Пояснение учителя.

Произведения публицистического стиля ставят не только про­блемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и про­ блемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к до­ бру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова-Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.

Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение.) Выполним упражнение письменно. V . Итог урока

– Выводы записываем в справочные тетради. Основные черты публицистического стиля – информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаи­ модействие с другими стилями, использование общественно-по­ литической лексики, риторические фигуры (обращения, восклица­ тельные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, ре­ портаж, интервью, публичные выступления, речи.

Домашнее задание 1- § Ю.

Упражнение 62 (подготовка устного выступления).

Подготовиться к свободному диктанту (устно): упражне­ ние 63.