Урок 19 РАБОТА ПО КАРТИНЕ В. ЛЕБЕДЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

0
781
литература

Урок 19 РАБОТА ПО КАРТИНЕ В. ЛЕБЕДЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Цели: учить учащихся «всматриваться» в картину, «читать» ее, определяя место действия, характеры героев; учить логике в рассуждениях, точному и выразительному изложению мыслей, развивать воображение.

Методические приемы: аналитическая беседа по иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Аналитическая беседа.

– Какой момент избрал художник, задумав создать живописные портреты крестьянской детворы? (На первом плане мы видим нескольких детей, лица которых обращены к рассказчику. Привлек внимание детей стоящий на коленях мальчик, что-то он рассказывает такое, что дети не могут оторвать от него глаз. Ни сидящие, ни лежащие на земле не шелохнутся, боясь пропустить хоть одно слово.)

– О чем же говорит мальчик? (Выражение лица и жест рассказчика убеждают нас в том, что речь идет о чем-то фантастическом, страшном. Глаза его расширены, смотрят поверх голов слушателей, будто видят что-то, не видимое другим. Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы растопырены и скрючены.)

– Какое представление об этом мальчике составилось у нас? (Художник наделил его богатым воображением, впечатлительностью, способностью увлекаться, фантазировать и увлекать своим рассказом других. Он весь во власти своего рассказа, убежден в реальности, правдивости того, о чем он говорит.)

– Что объединяет всех остальных детей? (Затаив дыхание, слушатели (их семеро) впились глазами в лицо рассказчика. Среди них нет равнодушных.

Слева от рассказчика мы видим белокурого мальчика. На лице его написаны доброта и сострадание.

Перед рассказчиком полулежат два друга. У одного, что поменьше, картуз, видимо, отцовский, съехал на лоб, но он этого не замечает. Из-под козырька на маленьком и подвижном личике сверкают глазенки мальчика. Он весь внимание. Ему не терпится узнать продолжение любопытной истории. Другой мальчик, чуть постарше, серьезен и спокоен. Он смотрит на рассказывающего, но взгляд его, словно обращенный внутрь, задумчив.

Слева на картине мы видим девочку. У нее худенькое смуглое личико и печальные черные глаза. Нет, нежная душа нашей героини не может выдержать таких страстей.

Вот еще один герой с уздечкой через плечо. Он только что подошел или собирается уйти, но никак не может этого сделать: сочувствие чужой беде и желание услышать о наказании виновного удерживают его.

У крайнего мальчика справа умный, смелый, но суровый взгляд, который сверкает гневом и осуждением.)

– Каков пейзаж, на фоне которого изображены наши герои? (Мы видим луг, на котором пасутся или отдыхают кони. Проступают только силуэты коней, они как бы растворяются в тумане, поднимающемся от реки. Слева стеной стоит темный лес.

Вечер. Солнце зашло, но горизонт еще розовый.

Радует светлое небо, которое будто старается задержать наступление сумерек. Небо поэтически прекрасно. Но поднимающийся молочный туман обволакивает, расплываясь, все видимые нами предметы, придавая им загадочную таинственность.

Эта таинственность соответствует настроению детей, в чьем воображении в эти минуты картины одна чудеснее другой.

Одно жаль: картина исполнена в темно-серых тонах! Но, несмотря на это, всё воспринимается ярко, и, находясь там, вместе с детьми, мы бы тоже прониклись теми же чувствами, что и наши герои.)

2. Рассказы учащихся о судьбе одного из героев (домашнее задание).

3. Сопоставительная характеристика мальчика с иллюстрации В. Лебедева со сверстником учащегося.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: стихотворение в прозе «Русский язык» наизусть; мини-сочинение «Рассказ о моем товарище» («У костра», «В походе»).