Урок № 19 (3 класс)
Задачи. Напомнить о правилах безопасности на уроках гимнастики. Рассказать о влиянии физических упражнений на осанку. Повторить передвижения: противохо-дом, змейкой, по диагонали. Повторить акробатические упражнения 2 класса, лазанье по канату произвольным способом, ведение мяча.
Подготовительная часть (18 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Посадить учеников на скамейки.
Беседа.
Правила безопасности на уроках гимнастики. 1. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. 2. Учащиеся должны быть в спортивной форме и обуви установленного образца.
Порядок, дисциплина и своевременное построение класса к началу урока.
Не допускаются опоздания на урок, так как вначале идет разминка, а опоздавший без нее не может приступить к выполнению элементов гимнастики.
Установка и переноска снарядов в зале разрешается только с разрешения преподавателя. 6. При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка, самостраховка и помощь. 7. При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая. 8. Не стоять близко к гимнастическому снаряду при выполнении упражнений другим учеником. 9. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями. 10. При поточном выполнении упражнений (друг за другом) соблюдать достаточную дистанцию, чтобы не было столкновений. 11. При появлении во время занятий боли в суставах рук, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю. 12. После занятия убрать спортивный инвентарь в места его хранения. 13. Выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.
Влияние физических упражнений на осанку. Под осанкой понимается умение без особого напряжения удерживать свое тело в различных положениях, сохраняя правильную позу: когда сидим, при ходьбе, во время игр и развлечений. Дети, имеющие правильную осанку, выглядят подтянутыми и стройными.
При нормальной осанке умеренно выражены изгибы позвоночника. Голова держится прямо, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены (рис. 95, а).
Основными средствами выработки правильной осанки являются: физические упражнения и соблюдение правильной позы на уроке и дома, в процессе занятий, на перемене, во время трудовой деятельности, прогулок и игр.
Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, включены в программу по физической культуре.
Правильная осанка вырабатывается и закрепляется в процессе роста и воспитания ребенка. Нерациональный режим, различные заболевания, влекущие за собой ослабление организма, плохая постановка физического воспитания в школе и семье, недостаточное внимание к воспитанию навыков правильной осанки — все это может привести к хроническому нарушению стройности телосложения. Наиболее распространенными видами искажения осанки являются следующие.
Сутулость (рис. 95, б) характеризуется тем, что шейная кривизна позвоночника увеличена, а поясничная — сглажена. Плечи у ребенка опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги обычно полусогнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Внешне такой ребенок напоминает старика.
Лордотическая осанка (рис. 95, в) характеризуется слишком резко выраженным изгибом позвоночника в поясничном отделе: спина сильно прогнута вниз, а живот выпячен. Отмечается слабость мышц передней стенки живота. Такая осанка часто встречается у младших школьников, особенно у девочек.
Кифотическая осанка (рис. 95, г) характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны. При такой осанке спина круглая, а живот сильно выпячивается вперед.
Выпрямленная осанка (95, д) характерна малой выраженностью изгибов позвоночника. У детей, обладающих выпрямленной осанкой, отмечается склонность к образованию боковых искривлений позвоночника. Внешне такой ученик выглядит неуклюжим.
Неправильная осанка не только портит внешний вид ребенка, но и плохо влияет на его здоровье, физическое развитие и работоспособность. К счастью, у детей младшего школьного возраста нарушения осанки в большинстве случаев не носят еще характера стойких анатомических изменений и в начальных стадиях поддаются исправлению благодаря физическим упражнениям и соблюдению правильной осанки.
Построение. Ходьба. Бег: по кругу, противоходом, змейкой, по диагонали — 2 мин. Ходьба, по ходу разобрать гимнастические палки. Перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением.
ОРУ с гимнастическими палками (см. 2 класс, урок 13).
Основная часть (20 мин.). Повторить захват гимнастической палки ногами как в лазанье по канату. Сесть на скамейку. Выполнить захват каната ногами и руками — 2