Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.
Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), графические материалы, бумага, фотографии.
Зрительный ряд: слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Царевна Волхова» (Н. И. Забела-Врубель в роли Волхо-вы), К. Сомов «Язычок Коломбины», Ф. Малявин «Вихрь», Б. Кустодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», Ф. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», В. Боровиковский «Портрет Е. Н. Арсеньевой», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», А. Архипов «Портрет крестьянки», Рембрандт «Портрет старушки».
Литературный ряд:. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, загадки, стихотворения, сказка «Морозко».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда создается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.
Стихотворения:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в. приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Из «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина
Смотрим иллюстрации о русском национальном костюме. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебёдушка, утушка-голубушка, красна-девица» – так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.
Ответьте на вопросы:
1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на иллюстрациях? Назовите их.
2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского КОСТЮма? Объясни почему.
III. Работа над заданием.
Задание: изобразить противоположные по характеру сказочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).
Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, другие – злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персонажам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецелесообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать – не будет хватать противоположных образов.
Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.
Загадки:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)
Между двух светил
Я в середке один. (Нос.)
Не сеют, не сажают, Сами вырастают! (Волосы.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза.)
Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название работам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показывают работы остальным.
Требования к работам:
– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположенном, вертикально);
– хорошее владение художественными материалами;
– аккуратность исполнения;
– интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;
– завершенность;
– наличие названия.
Общая оценка успешности работы.
Домашнее задание: вспомнить изображения в искусстве противоположных женских образов; оформить выставку из работ, выполненных на уроках 17, 18.