Урок 18 Тема: Состав числа 12 из двух однозначных чисел и соответствующие случаи сложения и вычитания.

0
967
математика

Математика 2 класс подготовила: Паршина О.Ю.

Цель: формировать знания табличных случаев сложения с ответом 12 и соответствующих случаев вычитания.

Задачи урока:

1. Образовательная: повторить образование числа 12, повторить образование числа 11,закрепить понятие однозначного и двузначного числа.

2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, математический язык.

3. Воспитательная: поддерживать интерес к урокам математики.

Ход урока:

Орг. момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Начнём урок с повторения. Сейчас мы с вами поиграем в игру “Хлопки”. Поставьте руки на стол и хлопните в ладоши один раз. Это будет однозначное число, а два раза – когда называется двузначное число.

– Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два?

Дети отвечают:

1 раз – однозначное число, 2 раза – двузначное число.

– Чем отличаются двузначные числа от однозначных? – Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5, 19, 4, … Молодцы, все справились. – Посмотрите, на доске записаны выражения:

9 + 8 8 + 4

7 + 6 6 + 5

– Прочитайте выражение, найдите его значение. Итак, чему равно первое выражение? Как решали?

Аналогично решаются остальные выражения.

(9 + 1 + 7 = 17).

– Какие ответы у нас получились? – Назовите эти числа в порядке возрастания.

(17, 13, 12, 11 – записываются на доске)

– Чем они похожи?

(Все двузначные)

– Догадайтесь, по какому признаку число 17 может быть лишним среди остальных чисел?

(Оно больше остальных не на один)

– Каким числом можно заменить 17, чтобы не нарушить построения?

(14 или 10)

Игра

– Следующее задание – игра “Рассели жильцов”. Ребята, жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно вставить в окошки недостающие знак или цифру.

4

7

8

8

1

<

>

5

9

8

=

>

4

>

Дети выполняют задания, выходя к доске по одному.

– Следующее задание будет такое. У меня в руках две карточки с числами. На них написаны два числа, если их сложить, то получится число 11. Угадайте, какие числа записаны на карточках? Объясните. – Теперь проверим, я открываю карточки.

9 и 2, 8 и 3, 7 и 4 и т.д.

Постановка цели

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над составом числа 12.

Работа по теме урока

Стр.28 № 1,стр.29 №6,7

Работа в тетради, с учебником.

– Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, чем они все похожи? – Чем отличаются? На сколько кругов?

(Увеличиваются круги вне треугольника и в треугольнике)

– А теперь посмотрим на ряд выражений. Догадайтесь, какому рисунку соответствует каждое выражение?

Дети сопоставляют рисунки и выражения.

– Найдите первое выражение. Прочтите его (10+2).

Какой рисунок соответствует выражению? Почему?

10+2 (Первый)

– Чему равно значение выражения? На каком именно числовом луче отмечено это выражение? Объясните, что показано стрелкой.

(12)

– Рассмотри второе выражение (8+4). Какой рисунок ему соответствует? Докажите?

Чему равно выражение? Найдите луч, на котором отмечено этот выражение.

(8+4) (12)

Аналогично решаются остальные выражения 6+6, 7+5, 9+3. Выражения записываются на доске, а учащиеся записывают их в тетрадь.

– Чем похожи равенства?

(Одинаковый ответ)

– Что мы можем сказать обо всех равенствах?

(Они образуют числа 12)

– Все ли варианты состава числа 12 мы написали? (не все)

– Каких не хватает? (5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) Давайте их тоже запишем в тетрадь.

(5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11)

– Вывод: Итак, ребята, 12 – это сумма чисел …

Дети заканчивают предложение.

Физминутка

– Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной. Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (повторяется 2 раза) – Продолжаем работу.

– Следующее задание – сравни числа:

10 и 13, 9 и 12

Вставьте в квадратики числа, чтобы получились верные неравенства:

1 > 9 2 > 1

1 < 13 1 = 1

– Молодцы, вы хорошо справились.

Игра

– А сейчас я прочитаю загадку. Для того, чтобы её разгадать, необходимо выполнить определённое математическое действие. Итак, загадка-игра: Сам пустой, голос густой.
Дробь отбивает,
Ребят собирает. – Ответ зашифрован в этой табличке. Чтобы прочитать зашифрованное слово, надо записать числа по порядку (начиная с меньшего) и заменить каждое число буквой из списка. (Ученики пишут на доске) Числа: 15, 19, 16, 18, 13, 17, 14 Таблица: 13-б, 17-б, 15-р, 19-н, 14-а, 16-а, 18-а. (Получится слово “барабан”) – Молодцы, вы угадали всё верно.

Дети собирают карточки в группах. (Получится слово “барабан”)

Подведение итогов урока

– Какая сегодня была тема урока? Соревнование: Кто назовёт больше вариантов состава числа 12? – Урок окончен.