Урок 18 КАК УКРАШАЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК

0
1191

Цели: познакомить с тем, как и чем украшает себя человек; дать представление о том, как украшения могут рассказать о своем хозяине; обсудить вопрос о роли украшений в жизни человека; развивать творческое воображение.

Оборудование: гуашь, кисти; цветная бумага; иллюстрации с персонажами известных сказок; фрагменты сказок с описанием внешнего вида героев.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Тема нашего сегодняшнего урока «Как человек украшает себя». Вы узнаете о различных видах украшений и их роли в жизни человека, а потом сами изобразите любимого сказочного героя и придумаете для него украшение.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека. Он учится у природы и много фантазирует. Мы с вами вместе с ним на протяжении нескольких уроков овладевали искусством украшения цветов, крыльев бабочек, плавников и чешуи рыб, перьев птиц, говорили об орнаментах, созданных человеком.

– Ребята, как вы думаете, а у человека есть украшения? Какие?

– Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Подумайте, что могут рассказать украшения. (О характере человека, о его увлечениях и др.)

– Правильно. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой.

– Какие украшения есть у вас? (Значки, брелки, банты, элементы одежды: застежки, наличие красивых больших и маленьких пуговиц.)

– Вспомните, есть ли украшения у сказочных героев.

– Посмотрите на сказочных героев на иллюстрациях. Кто это? Что удивительного в их нарядах?

– Мы можем узнать Кота в сапогах по свойственным ему украшениям? Назовите их. (Сапоги со шпорами, шляпа с пером, красивая нарядная одежда.)

– Что можете сказать о Снежной королеве, ее украшениях? Послушайте отрывок из сказки.

«Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина – Снежная королева, и шуба и шапка на ней были из снега. Все это выглядело так, как будто она была закутана в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

– Могут ли описания украшений Снежной королевы рассказать о ее характере? Охарактеризуйте ее. (Неприступная, властная, злая.)

– Вспомните Герду из этой же сказки. Когда она искала Кая, то побывала в одном королевстве, где ее добродушно встретили. Послушайте отрывок из сказки.

«На другой день ее одели с ног до головы в шелк и бархат и позволили ей остаться во дворце, сколько она пожелает. Девочка могла жить да поживать тут припеваючи, но она погостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела разыскивать брата.

Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, к воротам подъехала карета из чистого золота, с сияющими, как звезды, гербами».

– Какие украшения Герде подарили? Почему она попросила другую одежду? Как ее характеризует этот поступок?

– Что можете рассказать об украшениях Золушки, Мальвины, Снегурочки?

– Можно ли узнать героинь по их украшениям и рассказать о них?

– Женские украшения подчеркивают красоту и нежность героинь, а мужские – мужество и храбрость. Украшения могут быть простые, скромные и торжественные.

Украшения Снегурочки отличаются от украшений Снежной королевы, а украшения злой колдуньи не похожи на украшения доброй феи. Это заметно и по их форме. В плавных формах больше спокойствия и доброты, а острые формы кажутся злыми и колючими.

Учитель показывает детям нарисованные формы и цветовые гаммы различных украшений.

– Светлые и яркие цвета более веселые, в них больше солнечного света, а яркие цвета, окруженные темными (черными, серыми, коричневыми), кажутся тревожными.

– Отгадайте, из какой сказки эти строки:

На крыльце сидит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Старик не узнал свою старуху,

Какая жадная и надменная она стала.

– Как характеризуют эту героиню описанные украшения?

Я на скрипочке играю,

Тили ли, тили ли.

Скачут зайки на лужайке,

Тили ли, тили ли.

А теперь на барабане,

Трам-пам-пам,

Трам-пам-пам.

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам.

Дети изображают игру на скрипке, на барабане, прыгают.

IV. Педагогический рисунок «Незнайка».

– Мне захотелось нарисовать Незнайку.

Намечаю высоту, отмечаю линиями расположение головы, туловища, ног, рук. Рисунок выполняю карандашом.

Теперь рисую одежду, элементы украшения: шляпу с кисточкой, красивый галстук, волшебную палочку в руках.

Затем приступаю к раскрашиванию. Воспользуюсь гуашевыми красками.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сейчас сами попробуйте изобразить любимого сказочного героя и его украшения. Подумайте, какой формы и цвета будут украшения. Для раскрашивания используйте гуашь, кисти, цветную бумагу.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– Каких героев вы нарисовали? Почему «надели» на них именно эти украшения?

– Молодцы, у всех получились хорошие рисунки.

2. Обобщение.

– Что нового узнали на уроке? (Как украшает себя человек.)

– Чему учились на уроке? (Украшать любимых сказочных героев.)

3. Уборка рабочего места.